animashka109                                                                          80 pobeda                    21 1298468987            9b2fb4d447b9    maenner0224          

Проект «Чистота – залог здоровья»

Авторы проекта: воспитатели: Гаврюшенко А.Н., Овчинникова Е.В.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта: дети: возраст 2-3 года, воспитатели.

Цель: Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в игровой форме.

Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность и активность родителей в привитии данных навыков в домашних условиях.

Актуальность проекта: Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения ребенка. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитателям и родителям важно постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.

Пояснительная записка: Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 2-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Задачи для детей:

- Формировать у детей элементарных представлений о правилах личной гигиены.

- Формировать правила поведения за столом.

- Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

Задачи проекта для педагога:

- Разнообразить развивающую среду предметные картинки и наглядно-демонстрационный материал.

- Подготовить консультации для родителей и привлечь к совместной работе по привитию культурно-гигиенических навыков.

Продукты проекта:

- Тематические беседы по теме проекта;

- Практические упражнения;

- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены.

- Подбор художественного и словесного материала по воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков;

- Наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам.

- Картотека дидактических игр по культурно-гигиеническим навыкам.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

- Формирование элементарных знаний детей о культурно-гигиенических навыках.

- Формирование представлений о чистоте и опрятности своего внешнего вида.

- Формирование умения замечать и устранять имеющиеся недостатки на себе и окружающих;

- Расширение и обогащение опыта детей в плане поддержания чистоты – в личной и окружающей среде;

Для педагога:

- Обогащение и пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта;

Этапы проекта «Чистота – залог здоровья»

1-ый этап проекта – Организационно-подготовительный

- Составление паспорта проекта;

- Подбор методической литературы;

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

2 –ой этап – Практический (формы работы с детьми)

- Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;

- Беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки;

- Чтение художественной литературы детям;

- Игровые ситуации.

- Подвижные игры.

- Музыкальная игра.

- Использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи)

- Игры и эксперименты с водой.

3 –ий этап – Заключительный

- Постановка новых задач.

Работа с родителями

- Проведение консультаций с родителями.

2 этап – практический

   Беседы: «Секреты здоровья», «Чистота и здоровье», «Мои здоровые зубки», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам», «Поможем Хрюше стать опрятной», «Этика питания в детском саду», «Чтобы быть здоровым…»

     Дидактические игры: «Катя проснулась», «Оденем куклу на прогулку», «Сделаем куклам прически», «Что сначала, что потом», «Чем мы слушаем», «Поможем Мойдодыру», «Катя умывается».

     Чтение произведений К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Мы с Тамарой санитары», Э. Мошковская «Нос, умойся!».

     Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр» и других по теме проекта.

     Разучивание пальчиковых игр, потешек, песенок, стихотворения «Без воды умылся котик».

     Лепка: «Мыло для кукол», «Витамины», «Фрукты в тарелке», «Овощи в банке», «Расческа».

     Рисование: «Витамины в баночках», «Расческа», «Платочек».

Планирование по образовательным областям

1 Познавательное развитие Беседа «Кто опрятен, тот приятен», «Как вести себя за столом». Рассматривание сюжетных картин; Игра-занятие «Купание куклы Кати».
2 Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игровые ситуации, дидактические упражнения.

Дидактические игры «Делаем причёску», «Помоем руки феи Чистоты», «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол», «Подбери предметы личной гигиены», «Водичка - водичка», «Вымоем куклу в ванне».

3 Речевое развитие Дидактические игры, беседы по формированию культурно гигиенических навыков.

4

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков, музыкальная игра «Где же наши ручки».

К. Чуковский «Мойдодыр», чтение потешек о культуре гигиенических навыков. Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная».

5 Физическое развитие

Подвижная игра «Зайка серый умывается».

Комплекс утренней гимнастики «Будь здоров».

Ситуативная беседа «Как вести себя за столом».

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношения к культурно-гигиеническим навыкам.

Список используемой литературы

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/08/15/proekt-chistyuli-v-yaselnoy-gruppe
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/02/20/proekt-po-zdorovyu-v-1-mladshey-gruppe-chistota-zalog
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/06/13/kartoteka-stihov-po-formirovaniyu-kulturno
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/17/kartoteka-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu-kulturno-gigienicheskih
  5. https://infourok.ru/kompleksi-utrenney-gimnastiki-yasli-1964792.html

Экологический проект на тему: «Ёлка – колкая иголка»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовили: воспитатели СП «Детский сад № 17» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино

Чурсина О.А., Казакова Г.Н.

Актуальность проекта:

Новый год – праздник чудес, но главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме: новогодними игрушками, гирляндами и мишурой. О новогодней красавице написано множество рассказов, сказок и стихов, поэтому и возникла идея разработки проекта в преддверии нового года.

Цель проекта: расширять представления у детей о хвойных деревьях.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с хвойным деревом;

2. Изучить строение хвойного дерева;

3. Выявить особенности строения ствола, веток, иголок (листьев-хвоинок);

4. Развивать умение находить сходства и различия;

5. Воспитывать бережное отношение к деревьям;

6. Развивать любознательность и повышать интерес к окружающим нас деревьям.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (один месяц).

Предполагаемые результаты:

- Усвоение детьми знаний и представлений о хвойном дереве – сосна, ель;

- Формирование чувства ответственности и бережного отношения к природе;

- Повышение уровня у детей активности, самостоятельности, самосознания;

- Привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

Этапы работы над проектом:

- Подготовительный;

- Основной;

- Заключительный.

I этап. Подготовительный

Цель: Познакомить детей с произведениями различных авторов о ёлочке.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением ёлки и её элементов;

2. Сравнение иллюстраций между собой с изображением других деревьев;

3. Целевая экскурсия по экологической тропе;

4. Чтение художественных произведений, стихотворений, сказок, рассказов о ёлке;

5. Загадывание загадок.

II этап. Основной

Цель: познакомить детей с хвойным деревом, создавать образ ёлочки различными способами.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Воспитатель – дети Родители - дети - воспитатели

· Организация книжной выставки

«Все про елочку»

· Чтение художественной

литературы с книжной выставки.

Заучивание стихотворений,

потешек.

· Новогодний утренник. · Изготовление украшений на Ёлку. · Совместное украшение групповой комнаты · Награждение участников конкурса с вручением грамот от Деда Мороза. · Творческая работа семьи над страничкой для книжки-самоделки «Как готовились ко Дню рождению Ёлочки».

План работы по проекту

«Познавательное развитие» Просмотр электронных презентаций: - «Ёлочка-красавица»; «С кем дружит ель?»; «Ель-символ нового года». Мультфильмов «Двенадцать месяцев»; «Падал прошлогодний снег». Рассматривание картин: И.И. Шишкин «На севере диком» «Лесные дали», И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж», старых открыток на тему «Новый год». ООД «Ёлочка-красавица». Цель: познакомить детей с хвойным деревом; помочь увидеть особенности еловой шишки; показать взаимосвязь животного мира и ели. ООД «Защитим ёлочку – красавицу наших лесов» Цель: познакомить детей с традициями праздника Новый год; Целевая экскурсия по экологической тропе Цель: Показать детям, что в детском саду растут ёлки, посаженные руками человека.

«Речевое развитие» ООД «Как ёлочка попала в детский сад». Цель: формировать умение детей придумывать рассказ на заданную тему, активизировать словарный запас. Заучивание стихотворений: Некрасова Л. «Горит огнями ёлочка», Вышеславцева С. «Возле ёлки». Цель: Уметь выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией праздничное настроение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.

«Художественно – эстетическое развитие» - Лепка барельефная «Ёлочка – зелёная иголочка», лепка «Звонкие колокольчики». - Рисование «В лесу родилась ёлочка», «Роспись шаров для Новогодней ели» (оттиск поролоном), «Еловые веточки». - Аппликация «Ёлочки-красавицы» с элементами конструирования. - «Еловый лес» - коллективная работа (техника оригами). - Изготовление новогодней ёлки из природного материала (шишки). Задачи: · развивать у детей потребность в творческой деятельности; · передавать свое эмоциональное отношение; · развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках; · развивать детскую фантазию, умение оценивать свою деятельность; закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, помогать друг другу в работе. · Музыкальная деятельность Прослушивание детских песен песни «В лесу родилась ёлочка» (слова Р.А. Кудашевой музыка Л.К. Бекланом); «Новогодняя сказка - песня про ёлочку»; «Ёлка-модница» (слова и музыка О. Титаренко); «Новогодний хоровод «Раз, два, три!» (слова и музыка В Савинского). Цель: познакомить детей с музыкальными произведениями; развивать чувство ритма, музыкальной памяти, координации движений, создать эмоционально - радостное настроение.

Восприятие

художественной

литературы и

фольклора

Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан), «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина), «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен), «Двенадцать месяцев», Александрова З. «Птичья ёлка», Андерсен Г.Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», загадывание загадки. Стихи: «Лесная красавица» (Т. Волгина), «Искусственная ёлка», К. Ибряева «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» (С. Михалкова), «Хороший подарок» (И. Токмаковой). Задачи: - поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге; - воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения. - способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. - оформление книжного уголка по теме: «Лес», «Хвойные деревья».

«Физическое развитие» Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Найди пару – высокая и низкая елочка», «Какие бывают елки», «Два Мороза», «Снежная баба».

«Социально –

коммуникативное

развитие» Дидактические игры: «В лесу родилась ёлочка», «Логическая елка», «Новогодняя ёлка», «Салки – ёлочки», «Украсим ёлку», «Найди сходство и отличие», «Собери ёлочку» (пазлы), «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку», «Ель, ёлка, ёлочка». Задачи: - побуждать детей к развертыванию сюжетно – ролевых игр, дидактических игр; - формировать умение у детей совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел со сверстниками, учитывая их мнение; - воспитывать умение решать возникшие проблемы в ходе различных игр, сопереживать и радоваться успеху друг друга и сверстников. Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка», «Прогулка зимой», «Снежки». Физминутки: «Ели на опушке», «Мы зимой в снежки играем», «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка».

Работа с родителями

1. Объявление о запуске проекта: знакомство родителей с темой проекта, привлечение их внимания к проблеме. 2. Анкетирование «Какую ёлку Вы предпочитаете украсить на Новый год». 3. Папка передвижка «Пять преимуществ искусственных елей перед живыми» 4. Изготовление книги – самоделки о ёлочке «Как готовились к Дню рождения Ёлки», сочинение сказок о Ёлке. 5. Создание ёлочных игрушек для украшения ёлки в детском саду. 6. Изготовление новогодних поделок. «Ёлочка своими руками» с использованием различного материала. 7. Разработка методических рекомендаций для родителей в виде буклетов «Как провести новогодние праздники вместе с детьми».

III этап. Заключительный

Цель: Подвести итог работы по проекту.

1. Оформление результата проекта в виде презентации «Ёлка – колкая иголка»;

2. Презентация книги-самоделки «Как готовились ко Дню Рождения Ёлки»;

3. Выставка новогодних поделок «Новогодняя игрушка» в выставочном зале детского сада;

4. Новогодний утренник «Путешествие сказки».

Благодаря экологическому проекту дети были ознакомлены с хвойными деревьями: «Ель», «Сосна». Узнали его строение и отличительные особенности этих хвойных деревьев. Научились выполнять некоторые поделки своими руками, используя при этом различные материалы. Могут смело применять свои знания и умения в свободной деятельности.

Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности и бережному отношению к природе.

Родители так же активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.

Пост-релиз экологической акции

«Нужно сортировать мусор, чтобы спасти нашу планету!»

Проблема загрязнения планеты Земля мусором сегодня очень актуальна и останется такой еще долгое время, пока человечество не изобретет совершенно новые, новаторские способы утилизации всех видов отходов. К сожалению, в последнее время проблема утилизации отходов особенно затрагивает Россию. Подход к сбору мусора в европейских странах кардинально отличается от российского подхода, когда мусор разного сорта распределяется по отдельным контейнерам, которые впоследствии проще сортировать и утилизировать. Если рассматривать эту проблему глобально, то от обычных граждан здесь мало, что зависит. Но есть вещи, которые мы, граждане, можем и должны делать, чтобы сохранить природу и окружающий нас мир чистыми: не мусорить на улицах нашего города и в своих квартирах, выбрасывать отходы только в положенных местах, находить способы дальнейшего использования отходов и сырья (их переработки), привлекать внимание граждан к проблеме загрязнения своей «малой Родины», проводить просветительскую работу среди детей и родителей. И вот тогда, совместными усилиями, очистив место своего проживания и пребывания, мы внесем свой небольшой вклад в общее большое дело по сохранению окружающего нас мира и природы.

В связи с этим, мы решили пригласить в гости маму воспитанника группы «Солнышко» Екатерину Михайловну, чтобы сформировать в сознании детей аккуратного обращения с природными ресурсами, чтобы дети понимали важность экологической чистоты в мире и научились правильно утилизировать отходы.

Екатерина Александровна принесла конверт и предложила детям распечатать и посмотреть, что там внутри. Там какие-то фотографии. (демонстрация фотографий грязной планеты)

Она, рассказала, что ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Задавала вопросы детям: Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? (мы бросаем мусор в урну, мусорное ведро или контейнер)

А куда же дальше попадает мусор? (машина забирает мусор из контейнеров, баков и увозит куда-то)

Екатерина Михайловна познакомила с новым материалом. Ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему? (некрасивая куча, неприятный запах). Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

Кроме свалок существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Потом мы вместе стали думать, а как мы можем помочь окружающей среде? (выбрасывать мусор в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей). Решили немного отдохнуть

Тогда вставайте, будем мусор собирать! (физ. минутка)

Мы по улице идем, на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Все вокруг преобразится!

Для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку или на завод? Почему? (на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал)

Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: нефть, газ, лес, вода…

Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого изготовлено. Как вы думаете почему? Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны.

Нужно разделить мусор, чтобы спасти нашу Планету!!! Дети познакомились с контейнерами для разделения мусора: бумага, пластик, стекло. Самая обычная бумага разлагается 2 года. Чтобы избежать вырубку леса, нужно сдавать мукулатуру. Пластик очень опасный токсичный продукт. Без утилизации будет разлагаться более 200 лет. Загрязняет почву, воду, создавая пожароопасную обстановку. Единственная проблема стекла в том, что оно разбивается, и его осколки становятся опасными для животных, которые могут принять их за еду.

В конце беседы Екатерина Михайловна рассказала, чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди выращивают их через рассаду. Предложила детям побыть маленькими садоводами? Каждому ребенку посадить семя цветка, чтобы весной высадить их на клумбу детской площадки.

Вспомнили правила посадки:

- Взять пластмассовый стаканчик, наклеить картинку, чтобы не забыть, где будет чья рассада. В контейнер совочком аккуратно насыпать землю из пакета до мерки.

- Полить землю и разделить стекой на рядочки, чтобы потом всходы были ровными.

- Палочкой - стекой сделать лунки на расстоянии мерки друг от друга, чтобы растениям не было тесно.

- В лунку положить по одному семечку.

- Присыпать сухой землей, она легкая, в ней много пространства (дырочек), семенам будет легче прорасти.

- Закрыть прозрачной плёнкой, так семена лучше прорастут, им будет теплее и вода из земли испаряться не будет. Это маленькие парники или можно сказать - микротеплица.

- Установить таблички с их изображением цветов, чтобы не забыть какие, где посадили.

Ребята, как вы думаете, куда поставить контейнеры, чтобы семена быстрее проросли и лучше росли? Ответы детей.

Ученые выяснили, чтобы растения быстрее росли, с ними нужно разговаривать. Вы верите этому? Как узнать, правда ли это? Какие молодцы!

Откуда же берется мусор? Куда девается мусор? Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наш поселок был чистым? Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами…

Акция способствовала формированию экологического мировоззрения наших детей. Благодаря акции, наши дети сказали: «Свалки нет!» и «Наша планета в наших руках!», а это говорит не только о сформированном экологическом мировоззрении, но и о формировании душевных качеств наших детей, их отношения к малой и большой Родине.

Познавательный экологический проект по теме «Природа вокруг нас» с детьми старшего дошкольного возраста.

Составили проект: Казакова Г.Н., Чурсина О.А.

Участники проекта: воспитатели,

дети старшей группы «Звёздочки»,

родители воспитанников.

Актуальность проекта:

В настоящее время из - за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание

детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. ПРОБЛЕМЫ: 1. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. 2. Не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом был разработан данный проект, который направлен на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но педагогам неоюходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. Воспитание дошкольников в области экологической среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Проект «Природа вокруг нас» разработан для целенаправленной работы с детьми старшей группы и их родителями. Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности - тематические мини – проекты; в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты. В дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых дети начинают осознавать её как общую ценность для всех людей. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игровые технологии, а именно – экологические игры являются одним из действенных методов по формированию экологических знаний у

дошкольников. Экологические игры – это форма, экологического образования, основанная на развёртывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включённости.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию: - проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности; - домашнее задание – участие в выставках, смотрах – конкурсах; - выпуск экологических альбомов, плакатов. Для реализации проектной деятельности педагогами и родителями был подобран методический материал, создан сборник экологических игр и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры.

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, речевой, информационно-творческий.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Форма проведения: в рамках образовательной деятельности в виде игровых ситуаций, в режимных моментах и повседневной жизни.

Цель проекта: формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.

Задачи: • формировать знания об эко-системной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; • развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать; • воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; • развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности.

Ожидаемые результаты: У детей сформируются: - экологические знания, экологическая культура; - сознание важности природоохранных мероприятий; - навыки правильного поведения в природной среде; - чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе; - эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности; - дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; У родителей: - расширятся знания по экологическому воспитанию детей; - повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы; - гармонизируются детско-педагогические отношения; - повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов: - повышение профессионализма; - внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

I этап. Организационный, подготовительный Формы работы с родителями по экологическому воспитанию: - проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности; - домашнее задание – участие в выставках, смотрах – конкурсах; - выпуск экологических альбомов, плакатов.

Для реализации проектной деятельности педагогами и родителями был подобран методический материал, создан сборник экологических игр и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры. Совместными усилиями, через экологические игры, мы заложим в сознание детей понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать.

II этап. Практический, основной (Организация совместной работы детей, родителей и педагога над проектом)

* Беседы с воспитанниками о природе: - в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой

другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать.

* Рассматривание сборника «Сборник экологических игр» и рассказывание детям о значении и важности данного сборника: - сформировать в сознании детей эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира. * Знакомство и обыгрывание коллекции экологических игр, помещённых в данный сборник: - «Живая природа – неживая природа» - «Расскажи обо мне» - «Расскажи, почему?» - «Береги нашу окружающую природу» - «Четыре сезона» - «Где я расту?» - «Кто я?» - «Узнай дерево» - «Человек или природа?»

Предлагаемые игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений и животных, вопросы о природе. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания.

III этап – заключительный (Подведение итогов)

- Показ рисунка воспитанницы гр. «Звёздочки» об охране экологической среды, который нарисовали дома. Тем самым подвели итог о бережном отношении к природе. - Выставка рисунков по теме «Люблю природу»

Итог проекта:

- Проект позволил сделать обучение дошкольников интересным, понятным для детей, позволил реализовать принцип обучения в игре.

- Работа по проекту помогла развить у детей познавательную активность, творчество. В играх и игровых ситуациях ребята стремились соблюдать правила бережного отношения к природе.- Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и

непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Деятельность воспитателей по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитания.

Литература: 1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.

2. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 890 c.

3. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А.Т. Зверев. - М.: Оникс, 2015. - 782 c.

4. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c. 5. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.

6. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

7. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.

8. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 638 c.

9. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-еизд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

Проект «Народные промыслы России»

 

Составили проект: Казакова Г.Н., Чурсина О.А.

Участники проекта: воспитатели,

дети старшей группы,

родители воспитанников.

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: краткосрочный (25.01-05.02.2021).

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:

Обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Русская культура не мыслится без народных

художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несёт историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания

каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Гипотеза проекта:

Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребёнка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

Ожидаемые результаты:

- у воспитанников группы расширятся представления о различных видах

народно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская,

филимоновская росписи и т.д.), их истории и особенностях;

- дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять

характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание

цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;

- разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий

народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих

предметы быта или игрушку;

- сформируется чувство гордости за родной край, уважение к работе

народных мастеров;

- пополнится видеотека по теме «Народные промыслы»;

- проведенная работа будет способствовать формированию и развитию

творческих способностей воспитанников группы в дальнейшей жизни;

- родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми,

с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Основной этап

• Проведение тематических бесед;

• Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков;

• Презентация - экскурсия в виртуальный музей народных промыслов;

• Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей,

предметов народно-прикладного искусства;

• Чтение сказок и литературных произведений;

• Чтение поговорок, пословиц, загадок;

• Знакомство с русскими и карельскими народным играми.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

· Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

- «Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

- «Жёстовская роспись»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

· Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

· Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Роспись досок. Хохлома»;

6. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;

7. Рисование «Гжельские петушки».

8. Рисование «Городецкая роспись».

· Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры;

2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

· Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Оформить тематические альбомы по росписям: «Гжель»; «Хохлома»; «Городецкая роспись»; «Дымковская роспись»; «Жёстовская роспись»;

3. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

4. Помочь детям разучивать стихи.

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.

Результативность проекта:

В результате проектной деятельности по приобщению детей к народно-

прикладному искусству у воспитанников группы появился познавательный

интерес и желание еще больше узнать о творчестве русских народных умельцев и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали ориентироваться в различных видах росписи, научились составлять выразительные узоры по мотивам народных росписей, различать стили известных видов декоративной живописи.

Они познакомились с историей возникновения промыслов (Хохлома, Гжель,

Городецкая игрушка, Филимоновская игрушка т.д.), а также с народно-

прикладным творчеством родного края – Карельская традиционная игрушка.

Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения

народного искусства, они легко воспринимаются ими. Это доступно детскому восприятию, так как оно несёт в себе понятное содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и

многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и

развивает в детях эстетическое восприятие, воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.