11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

КОНСПЕКТ ООД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ПУСТЬ С ТОБОЮ, ЖАВОРОНОК, ПРИЛЕТИТ ВЕСНА!»

Чурсина О.А.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное – развитие»
Цель: приобщение детей к национально - культурным традициям русского народа посредством произведений устного народного творчества.
Задачи:
-продолжать знакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
-пробудить в детях интерес к русскому фольклору: продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками, учить понимать смысл пословиц и поговорок,
-развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания;
-воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.

Ход ООД:
(Звучит плясовая русская народная мелодия. Входят дети, здороваются, становятся полукругом.)
(Дети называют приметы весны.)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам спешит……весна!
Воспитатель:
-Всему свое время: и сколько зима не лютует, придет и весенняя пора. Давайте-ка, ребята, позовем весну, поаукаем, чтобы она к нам быстрее пришла.
(Звучит мелодия русской народной песни «Ой, заря, ты, зорюшка.»)
Дети:
Весна, весна ясная,
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью,
С солнцем горячим, с дождем обильным,
Принеси урожай в наш родной край.
Приди весна, приди, красна!
Приди весна, приди, красна!
Хороводная игра «Ой, ты, матушка-весна».
(Звучит мелодия русской народной песни «Варенька»)
Дети (идут по кругу и поют):
Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?
Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?
Маленьким ребяткам да по красному цветку.
Ой, люли-люли да по красному цветку.
Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?
Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?
Красным девицам по шелковому платку.
Ой, люли-люли, по шелковому платку.
Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?
Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?
Старичкам - мужичкам грибов-ягод по борам.
Ой, люли-люли, грибов-ягод по борам.
Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?
Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?
Солнце, дождик, травку, смех, Да и пташечек для всех. (Звучит щебет птиц).
Воспитатель:
-В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает настоящая теплая весна. Об этом сложено много пословиц. Какие вы знаете? Что они обозначают? («Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам», «Увидел скворца - весна у крыльца» и т.д.).
Воспитатель:
- 22 марта, когда день становился равен ночи, на Руси отмечают праздник «Сороки». Что вы знаете об этом празднике?
Дети:
(Этот праздник еще называется на Руси «Жаворонки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.)
- Как отмечают этот праздник? (Хозяйки в каждом доме лепили из
теста птичек (жаворонков), пекли их, мазали медом. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна быстрее наступила.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать, звать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Воспитатель:
-Будем и мы весну встречать, Жаворонков завлекать!
Дети:
-Жаворонки. Прилетите, Весну - красну принесите.
Принесите весну на своем хвосту, На сохе, бороне, на овсяном снопе. Жаворонушки, перепелушки, Прилетите к нам, принесите нам Весну красную да красно летеце.
Воспитатель:
— А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
-В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
(Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего. Игра проводится 2-3 раза).
-Ребята, какие еще птицы возвращаются к нам весной из теплых стран?
-Как они называются? (перелетные)
Воспитатель:
-Давайте вспомним, почему их называют птицами?
Дети:
(Тело покрыто перьями, есть два крыла, клюв, две лапы, хвост; они умеют летать)
Воспитатель:
-Какие птицы прилетают первыми?
Дети:
(Грачи. Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Грачи очень полезны: поедают вредных насекомых и их личинок.)
Воспитатель:
-Что они делают, когда возвращают- ся с юга?
Дети:
(Строят гнёзда. Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стая- ми. Такие места называют «грачевника- ми» или «грачевней». Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими вет- ками.)
Воспитатель:
- За грачами прилетают скворцы. Главная забота скворцов – жильё. Мы можем им помочь. Как?
Дети: (Скворцы любят старые парки и леса, в которых много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селятся в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. Мы вместе с родителями можем построить и развесить скворечники.)
Воспитатель:
- В конце марта прилетают жаворонки. Гнёзда жаворонки делают на земле. Поёт эта птица лишь весной, а потом – забота о птенцах.
-Люди с давних времен с большим уважением, любовью и заботой относились к птицам, ведь птицы- верные друзья и помощники человека. И сейчас мы это увидим.
Драматизация «Наш огород» (автор Бычкова М.Н.)
(Дети одевают маски, костюмы. Звучит «Вальс-шутка» Д.Шостаковича)
На сцене огородное пугало.
Пугало (зевает):
- Ах, как скучно мне стоять! Зимой некого пугать.
Вот уже весна пришла Всем заботы принесла. Надоело без работы!
Попугать хочу кого-то!
Грач (выходит с важностью):
-Вот и я – весенний грач! Червяков пришел искать.
Дети в огород придут – Беспорядка не найдут. (Ходит, роется в земле.) Пугало (весело)
- Вот грача сейчас вспугну, Как руками замашу,
Кыш, кыш, кыш, весенний грач!
Грач:
-Не мешай мне корм искать! Где тебе меня пугать. (вылетает несколько синиц).
Синицы:
- Мы веселые синицы!
Не привыкли мы лениться, работящие мы птицы,
Мух ловить мы мастерицы.
(Грач обращается к первой синице)
Грач:
-Эй ты, милая подруга! Ты давно вернулась с юга?
Синица:
-Что ты грач? Что нам юг? Для нас холод – лучший друг.
Грач:
-Здесь зимою снег, мороз, корма нет, и мерзнет нос.
Синицы: 1-я.
-Не страшны нам холода, корм добудем мы всегда.
2-я.
-Семена, в коре личинки, на сухой траве былинки.
Пугало:
-Этих мне не испугать, Буду тихо я стоять.
Воробьи:
- Чик-чирик! А вот и мы! Серенькие воробьи!
Грач (сердито):
- Кто вас звал сюда, воришки, серенькие воробьишки?
Вас нельзя сюда пускать, В грядках семена клевать.
Пугало:
- Можно я их напугаю?
Кыш, кыш, кыш, идите прочь!
Воробей: 1-й.
- Мы могли бы вам помочь.
2-й:
- Мы приносим пользу тоже:

Гусениц всех съесть мы можем.
Пугало (расстроенным голосом):
- Ну, кого же мне пугать? Буду тихо я стоять.
(Появляются скворец и скворчиха):
Скворец:
-Здравствуйте, мои друзья! Весну песней встречу я! (поет)
Скворчиха:
- Из далеких жарких стран, через море - океан возвратились мы домой,
В свой смоленский край родной.
Все птицы:
Очень рады видеть вас! За работу. В добрый час!
(Птицы начинают рыться в земле, а в это время выходит серый кот).
Кот:
-Сколько птиц-то налетело! Принимайся кот за дело, (потирает лапы) Птички – лучше калача! Я начну с того грача.
Пугало:
- Грач, скорее улетай!
Кот:
-Ай-яй-яй! Это дело не годится, доберусь я до синицы.
Пугало:
- Эй, синицы, берегись!
Кот усатый брысь, брысь, брысь!
Кот:
-Вот досада, вот делишки (сердится). Съем тогда вас, воробьишки,
(Пугало машет руками, воробьи улетают.)
Кот:
-Лучше сцапаю скворцов, черных певчих молодцов. (Скворцы улетают).
Кот:
-Как досадно и обидно! Больше вроде птиц не видно. Разогнал птиц, наконец.
Вот какой я молодец! То-то дети будут рады,
Ждет меня - кота награда.
И теперь наверняка, получу я молока. (Входят дети).
Кот:
- Здравствуйте детишки!
Мальчик:
-Здравствуй, кот - плутишка!
Девочка:
- Где ж скворцы, другие птички, грач, воробушки, синички?
Кот (гордо):
- Это я так постарался.
Мальчик:
- Глупый кот, ты зря зазнался.
Девочка:
- Знай, что трогать птиц нельзя!
Кот (виновато):
- Ах, простите вы, друзья! Дети я хотел помочь!
Дети:
-Уходи-ка, Васька, прочь! (Возвращаются птицы).
Обиженный кот уходит. Пугало ему вслед машет руками и кричит: «Брысь, брысь!»
Начинается игра.
В одном ряду, взявшись за руки – дети,
В другом ряду – птицы и пугало.
Дети:
А мы репку сеяли, сеяли.
Ой, сеяли, сеяли.
Птицы:
А мы мошек всех склюём, всех склюём,
Ой, всех склюём, всех склюём.
Дети:
Мы капусту сеяли, сеяли, сеяли, сеяли.
Птицы:
А мы червей всех склюем, всех склюем.
Всех склюём, всех склюём.
Все вместе:
Расти сад – огород, урожай на целый год!
Воспитатель:
-Ребята, так какую же пользу приносят птицы?
-Как должны люди относиться к птицам?
Воспитатель:
-В праздник «Сороки», в честь прилета птиц, на Руси пекут жаворонков из теста, смазывают патокой или медом. И сегодня мы всех гостей угощаем сладкими жаворонками.
(Дети угощают гостей).

Библиографический список

1. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет». Автор-составитель В.Н.Косарева. - Волгоград «Учитель», 2014.
2. Бычкова М.Н. Наш огород. Весенняя инсценировка для детей старшей группы. [Электронный ресурс]: for-teacher.ru (дата обращения: 24.02.2020).