11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Дьячкова Ольга Алексеевна

Поисково – исследовательская деятельность в музыкальном развитии


Дошкольный возраст - один из важнейших этапов в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок знакомится с окружающим миром, познает его красоту и законы. Одним из эффективных методов работы по познанию мира является поисково-исследовательская деятельность, а конкретнее - экспериментирование.
Исследовательская работа в музыкально-художественной деятельности проходит через все виды детской музыкальной деятельности и неразрывно связана с детским музыкальным творчеством. Каждый раз, делая шаг к чему-то новому, ребенок проводит «эксперимент». Он пробует, принимает или не принимает результат. Но он делает свое «открытие». И именно этот приобретенный опыт, в ходе своего исследования, становятся его знаниями и способностями. Задача музыкального руководителя превращать результаты этих «опытов» в положительные эмоции. Пусть наши дети активно познают окружающий их звучащий мир и наслаждаются им.
Одной из задач музыкального развития является формирование умений экспериментировать со звуками.
Мы живём в удивительном мире звуков. Они нас окружают всегда и везде. Каждая вещь, каждый предмет имеют неповторимый « голос» - нужно просто тихонько дотронуться до вещи, и звуки оживут. А ведь звуки – это музыка.
Игра «Отгадай шумы» (ребёнок закрывают глаза, взрослый издает шумы - шум мятой бумаги, стук карандаша, шум пакет, шум двери, хлопок. )
Шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы
Знакомство с различными звуками является первой ступенью вхождения ребёнка в мир музыки. В процессе экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить отбор к звукам словестных определений. А для начала хотя бы узнать
Как рождается звук?
И выяснить, почему всё звучит?
Опыт с детьми «Почему всё звучит?»
Ход опыта: рассматриваем металлическую или деревянную линейку и выясняем, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, то она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргаем – возникает звук. Выясняем, что в это время происходит с линейкой (она дрожит, колеблется). Это дрожание или колебание называется вибрацией. Рукой останавливаем дрожание и уточняем, продолжается ли звук (он прекращается)
.Просим детей заставить цитру(гусли) звучать. (дети дергают за струны)
Вопрос: Что вы сделали?
Вопрос: Что происходит со струной, когда она звучит? Верно, она дрожит.
И то же самое происходит с металлофоном, когда вы ударяете по нему молоточком. Металлические пластиночки дрожат.
Можно посмотреть, как такой же опыт проводят Фиксики
https://www.youtube.com/watch?v=Uk_pyEkgIMI
Так же, как и линейка, дрожит (или вибрирует) струна на гитаре или другом инструменте. Так рождается звук.
Очень занимательна опытно-экспериментальная деятельность с водой и стеклянными бокалами.
В ходе её дети понимают, что обычные стеклянные бокалы могут стать музыкальными и почему.
Материал для эксперимента: 6 пустых бокалов, ведёрко с водой, лейку и мерный стаканчик. В первый бокал наливаем один мерный стаканчик, во второй – два и так далее. Затем ударяем металлической палочкой по бокалом и слышим разные по высоте звуки. В бокалах с меньшим объёмом воды звук выше, в бокалах с большим объёмом – ниже. Чем больше наполнение водой, тем ниже звуки. Таким образом, мы услышали высокие и низкие звуки. А если звуки обладают высотой, значит они музыкальные .
Усложнение эксперимента с окраской воды в бокалах. Независимость высоты звука от цвета воды……
Цель следующего эксперимента: узнать, зависит ли высота звучания предметов от их окраски. Ведь пластины многих металлофонов, ксилофонов окрашены в цвета радуги. Предположение, что высота звуков зависит от окраски жидкости в бокалах. Материал для эксперимента точно такой же, как в предыдущем, только вода окрашена в цвета радуги(бокалы одинаковой наполняемости). Кроме того, для чистоты эксперимента надо взять бокалы разной наполняемости, с водой, окрашенной в один цвет (например, синий – пара бокалов и красный - 2 бокала) . В ходе эксперимента выясняется, что высота звука зависит не от цвета воды, а от её уровня в бокале. А пластины металлофонов производители музыкальных инструментов окрашивают, вероятно, для красоты или для того, чтобы дети лучше выучили цвета радуги в последовательности.