11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Пернаровская Любовь Михайловна

Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности(старшая группа)


1. Географическое разнообразие
Название игры «Река Волга и её притоки»:

Оборудование: мультимедийная презентация «Реки и их значение», схема «Строение реки», карандаши, бумага, карта Самарской области.
Задача игры (замысел):
Систематизировать представления детей о природных водоемах, их строении и значении для всего живого на Земле; расширить представления детей о реках Самарской области, уметь находить их на карте.
Понятийный аппарат: исток, приток, устье
Игровые правила и содержание (ход игры)
Воспитатель читает детям стихотворение Ю.Симбирской «Речка, реченька, река...».
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы-дом родной.
Для животных-водопой.
Звёздам-зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.
Воспитатель проводит с детьми небольшую беседу: о чем это стихотворение, что такое «река», ее назначение, как она изменяется в разное время года. Чтение стихотворения и беседа сопровождаются мультимедийной презентацией.
Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть схему строения реки, на которой выделены: начало реки — исток, маленькие реки, которые впадают в большую реку — притоки (правый, левый), устье - конец реки, берега — границы реки (правый, левый) и течение — движение воды в реке, обращает внимание детей на то, что каждая маленькая река впадает в большую, а большая — в море или океан. Ребятам предлагается самостоятельно зарисовать схему строения реки и объяснить ее составляющие.
Далее ребятам демонстрируется карта Самарской области. Воспитатель спрашивает, какие реки Самарской области известны детям. Выслушиваются ответы детей, а потом дополняются воспитателем. Воспитатель поочередно показывает на карте реки и кратко рассказывает о них. Волга — самая длинная река, она - национальная гордость России, в нее впадает Сок, Кондурча, Самарка. После этого дети самостоятельно рассказывают о реках и показывают их на карте. Воспитатель отмечает, что все реки разнообразны и уникальны, а наша задача беречь и ценить дары Земли, приумножать их, оставляя будущим поколениям память о себе и о родных местах!
Работа с картой
Называют и показывают на карте реки Самарской области
Результат
Понимают схематичное строение реки, могут самостоятельно изобразить его; знают реки Самарской области, их особенности, умеют находить их на карте.
2. Природное разнообразие
Название игры «Кто где живет?»:
Оборудование: физическая карта России, конверт, картинки и фигурки диких животных (белый медведь, северный олень, морж; лиса, волк, заяц; верблюд, черепаха, варан), сумка, фотографии (или картинки) с изображением природы севера, смешанного леса (или тайги) и пустыни.
Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о диких животных, обитающих в разных природных зонах России; формировать умение составлять описательные рассказы по мнемосхемам; создать условия для ориентирования по карте России.
Понятийный аппарат: север, смешанный лес (или тайга), пустыня.
Игровые правила и содержание (ход игры)
Воспитатель объявляет ребятам, что в детский сад пришло письмо и предлагает посмотреть, что в нем находится. Каждому ребенку раздается картинка дикого животного, затем воспитатель загадывает загадки про этих животных, дети поочередно показывают свои картинки с отгаданным животным всем детям. Далее воспитатель раздает каждому ребенку мнемосхему, с помощью которой они рассказывают о животном (название, размер, цвет, части тела, чем покрыто тело, чем питается, польза для человека).
Затем появляется «герой», который рассказывает ребятам, что побывал в путешествии, откуда привез разные фотографии (или картинки) и хочет показать их ребятам. Он поочередно показывает их и кратко рассказывает о природе севера, смешанного леса (или тайги) и пустыни. Затем предлагает ребятам разместить картинки животных рядом с фотографией (или картинкой) с изображением природы. Дети поочередно рассказывают о месте обитания определенного животного, Герой внимательно слушает и дополняет их рассказы.
Далее воспитатель просит героя показать на карте места, где он путешествовал, а ребята помогают ему, прикрепляя флажки с изображением животных к определенному месту на карте, где они обитают.
Работа с картой нахождение на карте севера, смешанного леса (или тайги), пустыни и размещение на ней флажков с изображением животных, обитающих в этих природных зонах.
Результат знают особенности природных зон, рассказывают о животных, где они обитают и могут показать на карте России природные зоны.
3. Культурное разнообразие
Название игры «Мир сказок»:
Оборудование: ламинированная карта мира, карточки с заданиями, фигурки героев
Задача игры (замысел): конкретизировать представления детей об истории возникновения некоторых героев сказок, странах происхождения; создать условия для ориентирования по карте мира.
Понятийный аппарат: страна, название стран мира по игре
Игровые правила и содержание (ход игры)
Воспитатель спрашивает у детей: какие у них любимые герои сказок. Ребята перечисляют разных героев, называют произведения.
Затем, воспитатель предлагает ребятам узнать: в каких странах живут их любимые герои и отправиться к ним в гости. Дети по очереди берут карточки с заданием, воспитатель читает его, а ребята стараются догадаться, о каком герое идет речь (например: «Тебе нужно отнести пирожки бабушке. Кто тебе сможет в этом помочь?» (Красная Шапочка), «Тебе нужно вернуть туфельку фее. Кто тебе сможет в этом помочь?» (Золушка). Когда герой разгадан, ребята ищут его фигурку на карте мира и прокладывают к ней путь из России. Далее начинается обсуждение: как называется страна, что в ней интересного (воспитатель кратко рассказывает о происхождении героя, интересные факты о его стране). Если ребята что-то знают о герое, стране, то рассказывают об этом, а воспитатель дополняет их рассказ. Если в стране живут несколько героев, то беседа ведется о всех героях, живущих в этой стране (например в Швеции живут: Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, заколдованный мальчик Нильс и т.д.).

Работа с картой: находят Россию на карте мира, ищут фигурки героев на карте мира, страну их происхождения и прокладывают к ней маршрут.
Результат умеют находить на карте и знают страну происхождения героев сказок, интересные факты об этой стране, истории появления любимых персонажей
4. Этнографическое разнообразие
Название игры «Здравствуй, Дедушка Мороз!»:
Оборудование: » картинки «Деды Морозы разных стран», карта мира, картинки, разрезанные на 8-12 частей, небольшие флажки разного цвета.
Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о традициях празднования Нового года в России; познакомить с дедами Морозами из разных стран; развивать умение складывать картинки, разрезанные на 8-12 частей; создать условия для ориентирования на карте мира.
Понятийный аппарат: традиции, праздник
Игровые правила и содержание (ход игры)
Воспитатель демонстрирует плакат с изображением деда Мороза, спрашивает у ребят, что они знают о нашем главном волшебнике, после чего, воспитатель дополняет рассказы детей. Проводится небольшая беседа о его внешних особенностях и месте проживания (город Великий Устюг, Вологодская область, Россия).
Затем воспитатель рассказывает детям, что в других странах деды Морозы совсем другие (во время рассказа поочередно показывает ребятам картинки с изображением Санта Клауса из Америки, Пьер-Ноэля из Франции, Йоулупукки из Финляндии, Томте из Швеции и других, обращает внимание детей на их отличительные особенности и кратко рассказывает о традициях празднования Нового года и Рождества в этих странах). В ходе каждого рассказа педагог находит названную страну на глобусе, начиная с России и отмечает ее флажком.
Далее детям демонстрируются картинки с изображением разных дедов Морозов, разрезанные на 8 или 12 частей и предлагается сложить их, чтобы помочь ребятам из разных стран встретиться со своими добрыми волшебниками.
Работа с картой в заключении игры ребята самостоятельно находят страны и отмечают флажками на карте мира.
Результат знают традиции празднования Нового года и Рождества в некоторых странах; умеют складывать картинки, разрезанные на 8-12 частей; находят определенные страны на карте мира.
5. Социально-экономическое разнообразие
Название игры «Полезные ископаемые России»:
Оборудование: Карточки с изображением полезных ископаемых, картинки полезных ископаемых меньшего размера.
Задача игры (замысел): Закреплять знания детей о полезных ископаемых.
Понятийный аппарат: название полезных ископаемых
Игровые правила и содержание (ход игры)
Ребята получают карточки. ведущий показывает картинки ископаемых, дети закрывают картинками карточки, побеждает тот, кто первый закрыл карточку.
Содержание: Ведущий раздает карточки, называет полезное ископаемое, изображенное на картинке, дети говорят, у кого это ископаемое есть на карточке, закрывает его картинкой. Побеждает тот, кто первый закрыл карточку.

Работа с картой Дети называют и показывают обозначение полезного ископаемого на карте.

Результат Ребята закрепляют названия полезных ископаемых.