11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Конструирование как основа развития технических способностей
детей дошкольного возраста
Бражникова А.А., Пернаровская Л.М., воспитатели

"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!"
В. А. Сухомлинский

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к миру технического и художественного изобретательства. Целесообразно, как можно раньше развивать и удерживать потенциал детской фантазии. Сформировать и усовершенствовать детские способности. Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Наиболее эффективно начинать ее формирование и развитие в дошкольном возрасте.
Творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно - сложных, мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка. Прежде всего, конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, эстетического и трудового воспитания. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова «constructio» -построение. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. Так, например, для конструктивно-технической деятельности взрослых необходимо предварительно обдумать, создает план, подобрать материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, практическое назначение конструкций, построек и т. д. Все эти элементы намечаются и в детском конструировании. Продукты детского конструирования, как правило, предназначены для практического использования в игре.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения, они не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например, бригадира, строителя, мастера и т. д.
Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструктивной деятельности детей:
- конструирование из строительных материалов
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
- конструирование из природного материала.
Создание композиций из различных материалов – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребенка, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения (с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.).
Но чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить, и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Очень интересные поделки можно сделать из бросового материала (пластиковых бутылочек, коробков, катушек и т. д., природного материала. Природный материал в качестве строительного, можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала (веток, коры, листьев, каштанов, шишек и Т. Д.) Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма…
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения. Работы по изготовлению поделок весьма разнообразны. Это и создание поделок из цветной бумаги путём её сгибания и складывания в определённой последовательности (оригами, склеивание различных вырезных деталей и переплетение их. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основномсоздают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетные, театрализованные, это могут быть как литературные персонажи («Колобок», «Баба-яга», «Царевна-лягушка», так и придуманные образы («Солнечный человек», «Вакса-клякса», «Корзинка с волшебными цветами»). Поделки для украшения интерьера и т. п. И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросёнок, мальчик, девочка и др., они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную часть, сохраняя при этом общую основную структуру. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. Самоделки, выполненные детьми на занятиях и в свободное время, находят самое разнообразное применение. Так, с помощью тонкой бечёвки и картона можно изготовить игрушки-забавы с движущимися частями (Петрушка с балалайкой, зайчик с движущимися лапами, а из коробок, катушек, картона и бумаги - объёмные игрушки (автомашины, подъёмные краны, тракторы, дома) Игрушки-сувениры хороший подарок к празднику (8 марта, 23 февраля). Кораблики, вертушки, султанчики - игровой материал для игр с водой, ветром. Фигурки животных, сделанные из бумаги, бросового материала дети с удовольствием включают в свои творческие игры «Зоопарк», «Театр» и др. Значительное влияние на желание ребят участвовать в труде оказывает подготовка материалов к занятию. Дети собирают коробки, шишки, жёлуди, семена и другой материал. Вместе мы обсуждаем, что из них можно сделать, для какой поделки они пригодятся. На развитие воображения, фантазии проводится игра «Преврати предмет». Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия не всегда сразу приходит к детям, поэтому я детям показываю готовую игрушку или поделку. Создаю в изо уголке необходимый материал (бумага, бросовый и природный материал, инструменты для самостоятельной деятельности детей, книги-самоделки, иллюстрации с различными поделками и описанием их выполнения. Используя этот материал, ребёнок может самостоятельно сделать поделку. Так как для ребенка важно самому создать что-либо, почувствовать свою силу, внести что-то своё новое, выразить свою фантазию.
Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Формируется у ребенка определенная позиция «Я сделал это сам» важно для его развития.
Получение результата становится для ребенка, критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Все это позволяет рассматривать художественное конструирование, как средство подготовки детей к обучению в школе.