Консультация для родителей второй младшей группы по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»
Воспитатель: Гаврилова Г.В.
Цель:
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
И семья, и детский сад выполняют свои функции и не могут заменить друг друга. Однако для полноценного развития ребёнка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка и достичь определённых результатов.
-Все мы хотим, чтобы речь детей была грамотной, внятной. Но малышам 3-4 лет сложно овладеть сразу и грамматикой речи (умением согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли.
Правильное произношение звуков идёт параллельно с развитием фонематического слуха – как слышит, так и говорит.
Ребёнок 3-4 лет не всегда регулирует своё речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи.
3. Советы родителям.
-Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие своих детей. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ :
1.Не искажайте слова, не сюсюкайте, говорите правильно и отчётливо.
Речь детей развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
2.Ошибки в речи детей исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте сына или дочь.
3.Объясняйте малышам значение новых слов, вводимых в их лексикон.
4.Поощряйте звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Как гудит машина?», «Паровоз».
5.Побуждайте детей к развёрнутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша:
-Что ты сказал?
-Какое хочешь яблоко?
-Где лежит твоя игрушка?
6.Развивайте фонематический слух в играх «Угадай, что звучит?»,
«Кто тебя позвал?»
· ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»
Цель игры: развивать фонематический слух.
(Взрослый ударяет в БАРАБАН, звенит колокольчик, играет на МЕТАЛЛОФОНЕ, а дети определяют звучащий музыкальный инструмент)
7. Пойте песни.
(Взрослый предлагает ребёнку вспомнить любую детскую песенку и пропеть её).
8. Читайте каждый день детскую художественную литературу.
При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка,
его эмоциональное состояние.
Рассказывайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
-А сейчас мы ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА».
(взрослый предлагает ребёнку самому выбрать себе роль и показать сказку).
9. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали.
Например, каждый вечер обсуждайте:
-Как прошёл день?
-Что нового в садике?
Попросите малыша высказать своё мнение.
Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним:
-Какая сегодня погода?
-Какое небо? Что есть на небе?
-В какую одежду мы одеты? С чем это связано?
Можно почитать стихи. Вспомнить песенку. Покормить птиц.
Поиграть в игры.
Играйте в словесные игры по дороге в детский сад или магазин:
«Я ЗАМЕТИЛ», «НАЗОВИ ДЕТЁНЫША», «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»,
«ОДИН- МНОГО», «СКАЖИ ЛАСКОВО».
· ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»
Цель игры: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы слова.
Например, ДОМ- ДОМИК.
-А какие пары слов вы назовёте?
· ИГРА «ОДИН - МНОГО»
Цель игры: упражнять детей в образовании имён существительных в форме единственного и множественного числа.
Например, МАТРЁШКА – МАТРЁШКИ.
- А какие слова вы можете назвать?
10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление,
творческое развитие, внимательность детей и прямым образом влияет на речь. Если пальчики у малыша напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети.
· -Научите малыша рисовать на листе пальчиками.
А можно рисовать пальчиками на подносе с манкой.
· Осваивайте с ребёнком пальчиковые игры.
Полезны для развития ловкости рук упражнения с массажным мячом,
· перебирание круп,
· нанизывание макарон, деталей от киндер – сюрприза на нитку,
· обрывание бумаги, лепка.
-А вот что в детском саду мы предлагаем детям для развития мелкой моторики:
· ЗАСТЁЖКИ
· ШНУРОВКИ
· МОЗАИКУ
· КОНСТРУКТОР ЛЕГО
· РАСКРАСКИ
· ТРАФАРЕТЫ
· ОБВОДКИ
· ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
· ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
· ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
11. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.
Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить малышу:
· дуть на вертушку,
· надувать мыльные пузыри, воздушные шары,
· дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики,
бумажные кораблики, которые плавают по воде,
· сдувать снежинки, листочки с ладошки.
· ФИЗМИНУТКА
ИГРА «ЛОПНУЛ, ХЛОПНУЛ, ВОТ И ВСЁ!»
Цель игры: развивать длительный плавный выдох.
Как играем: предложите ребёнку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар – малыш разводит руки в стороны и делает
глубокий вдох через нос. Вы сдуваете шар – ребёнок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф».
Такое упражнение можно делать несколько раз в день.
-Поиграем!
· ИГРА «ПУЗЫРИКИ»
Цель игры: развивать речевое дыхание.
Необходимый инвентарь: стаканы с водой, соломинки.
Как играем: предложите сыну или дочке посоревноваться – подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого будет больше пузырей, тот и победил.
-А если соломинку опустить в стакан с соком, много ли будет пузырей?
- А если взять длинную и короткую соломинки – повлияет ли это на результат?
-Поиграем!
· ИГРА « ВОЗДУШНЫЕ ВАТКИ».
Цель игры: развивать речевое дыхание, регулировать его силу.
Необходимый инвентарь: ватные шарики.
Как играем: подуть на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил.
-А можно ватный шарик сдуть в тазик, стоящий на стуле!
-Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть её на другую половину. Кто перешёл границу- тот и проиграл
12. Развивайте речевой аппарат ( подвижность языка, губ) при помощи простых упражнений.
· АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель упражнения: развивать подвижность языка.
Как играем: ребёнок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык , а нижняя челюсть не помогала.
Можно выучить небольшой стихотворный текст:
ИЗ БАНКИ ЕЛИ С НАСЛАЖДЕНЬЕМ
И ПЕРЕПАЧКАЛИСЬ ВАРЕНЬЕМ,
ЧТОБ ВАРЕНЬЕ С ГУБ УБРАТЬ,
РОТИК НУЖНО ОБЛИЗАТЬ.
· УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА»
Цель упражнения: развивать подвижность языка.
Как играем: предложите ребёнку поцокать, как лошадка. Цокать нужно
язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.
Можно вспомнить такое стихотворение:
(КАРТИНКА) Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ,
ПРИЧЕШУ ЕЙ ШЁРСТКУ ГЛАДКО,
ГРЕБЕШКОМ ПРИГЛАЖУ ХВОСТИК
И ВЕРХОМ ПОЕДУ В ГОСТИ.
САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКА – ЭТО ИГРА!