11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Познавательный экологический проект по теме «Природа вокруг нас» с детьми старшего дошкольного возраста.

Составили проект: Казакова Г.Н., Чурсина О.А.

Участники проекта: воспитатели,

дети старшей группы «Звёздочки»,

родители воспитанников.

Актуальность проекта:

В настоящее время из - за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание

детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. ПРОБЛЕМЫ: 1. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. 2. Не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом был разработан данный проект, который направлен на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но педагогам неоюходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. Воспитание дошкольников в области экологической среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Проект «Природа вокруг нас» разработан для целенаправленной работы с детьми старшей группы и их родителями. Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности - тематические мини – проекты; в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты. В дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых дети начинают осознавать её как общую ценность для всех людей. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игровые технологии, а именно – экологические игры являются одним из действенных методов по формированию экологических знаний у

дошкольников. Экологические игры – это форма, экологического образования, основанная на развёртывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включённости.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию: - проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности; - домашнее задание – участие в выставках, смотрах – конкурсах; - выпуск экологических альбомов, плакатов. Для реализации проектной деятельности педагогами и родителями был подобран методический материал, создан сборник экологических игр и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры.

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, речевой, информационно-творческий.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Форма проведения: в рамках образовательной деятельности в виде игровых ситуаций, в режимных моментах и повседневной жизни.

Цель проекта: формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.

Задачи: • формировать знания об эко-системной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; • развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать; • воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; • развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности.

Ожидаемые результаты: У детей сформируются: - экологические знания, экологическая культура; - сознание важности природоохранных мероприятий; - навыки правильного поведения в природной среде; - чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе; - эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности; - дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; У родителей: - расширятся знания по экологическому воспитанию детей; - повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы; - гармонизируются детско-педагогические отношения; - повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов: - повышение профессионализма; - внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

I этап. Организационный, подготовительный Формы работы с родителями по экологическому воспитанию: - проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности; - домашнее задание – участие в выставках, смотрах – конкурсах; - выпуск экологических альбомов, плакатов.

Для реализации проектной деятельности педагогами и родителями был подобран методический материал, создан сборник экологических игр и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры. Совместными усилиями, через экологические игры, мы заложим в сознание детей понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать.

II этап. Практический, основной (Организация совместной работы детей, родителей и педагога над проектом)

* Беседы с воспитанниками о природе: - в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой

другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать.

* Рассматривание сборника «Сборник экологических игр» и рассказывание детям о значении и важности данного сборника: - сформировать в сознании детей эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира. * Знакомство и обыгрывание коллекции экологических игр, помещённых в данный сборник: - «Живая природа – неживая природа» - «Расскажи обо мне» - «Расскажи, почему?» - «Береги нашу окружающую природу» - «Четыре сезона» - «Где я расту?» - «Кто я?» - «Узнай дерево» - «Человек или природа?»

Предлагаемые игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений и животных, вопросы о природе. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания.

III этап – заключительный (Подведение итогов)

- Показ рисунка воспитанницы гр. «Звёздочки» об охране экологической среды, который нарисовали дома. Тем самым подвели итог о бережном отношении к природе. - Выставка рисунков по теме «Люблю природу»

Итог проекта:

- Проект позволил сделать обучение дошкольников интересным, понятным для детей, позволил реализовать принцип обучения в игре.

- Работа по проекту помогла развить у детей познавательную активность, творчество. В играх и игровых ситуациях ребята стремились соблюдать правила бережного отношения к природе.- Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и

непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Деятельность воспитателей по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитания.

Литература: 1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.

2. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 890 c.

3. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А.Т. Зверев. - М.: Оникс, 2015. - 782 c.

4. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c. 5. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.

6. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

7. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.

8. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 638 c.

9. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-еизд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.