11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Проект «Народные промыслы России»

 

Составили проект: Казакова Г.Н., Чурсина О.А.

Участники проекта: воспитатели,

дети старшей группы,

родители воспитанников.

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: краткосрочный (25.01-05.02.2021).

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:

Обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Русская культура не мыслится без народных

художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несёт историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания

каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Гипотеза проекта:

Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребёнка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

Ожидаемые результаты:

- у воспитанников группы расширятся представления о различных видах

народно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская,

филимоновская росписи и т.д.), их истории и особенностях;

- дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять

характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание

цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;

- разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий

народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих

предметы быта или игрушку;

- сформируется чувство гордости за родной край, уважение к работе

народных мастеров;

- пополнится видеотека по теме «Народные промыслы»;

- проведенная работа будет способствовать формированию и развитию

творческих способностей воспитанников группы в дальнейшей жизни;

- родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми,

с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Основной этап

• Проведение тематических бесед;

• Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков;

• Презентация - экскурсия в виртуальный музей народных промыслов;

• Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей,

предметов народно-прикладного искусства;

• Чтение сказок и литературных произведений;

• Чтение поговорок, пословиц, загадок;

• Знакомство с русскими и карельскими народным играми.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

· Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

- «Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

- «Жёстовская роспись»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

· Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

· Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Роспись досок. Хохлома»;

6. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;

7. Рисование «Гжельские петушки».

8. Рисование «Городецкая роспись».

· Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры;

2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

· Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Оформить тематические альбомы по росписям: «Гжель»; «Хохлома»; «Городецкая роспись»; «Дымковская роспись»; «Жёстовская роспись»;

3. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

4. Помочь детям разучивать стихи.

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.

Результативность проекта:

В результате проектной деятельности по приобщению детей к народно-

прикладному искусству у воспитанников группы появился познавательный

интерес и желание еще больше узнать о творчестве русских народных умельцев и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали ориентироваться в различных видах росписи, научились составлять выразительные узоры по мотивам народных росписей, различать стили известных видов декоративной живописи.

Они познакомились с историей возникновения промыслов (Хохлома, Гжель,

Городецкая игрушка, Филимоновская игрушка т.д.), а также с народно-

прикладным творчеством родного края – Карельская традиционная игрушка.

Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения

народного искусства, они легко воспринимаются ими. Это доступно детскому восприятию, так как оно несёт в себе понятное содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и

многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и

развивает в детях эстетическое восприятие, воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.