Проект «Народные промыслы России»
Составили проект: Казакова Г.Н., Чурсина О.А.
Участники проекта: воспитатели,
дети старшей группы,
родители воспитанников.
Тип проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: краткосрочный (25.01-05.02.2021).
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта:
Обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Русская культура не мыслится без народных
художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несёт историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания
каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Гипотеза проекта:
Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребёнка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
Ожидаемые результаты:
- у воспитанников группы расширятся представления о различных видах
народно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская,
филимоновская росписи и т.д.), их истории и особенностях;
- дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять
характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание
цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;
- разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий
народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих
предметы быта или игрушку;
- сформируется чувство гордости за родной край, уважение к работе
народных мастеров;
- пополнится видеотека по теме «Народные промыслы»;
- проведенная работа будет способствовать формированию и развитию
творческих способностей воспитанников группы в дальнейшей жизни;
- родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми,
с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.
Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Основной этап
• Проведение тематических бесед;
• Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков;
• Презентация - экскурсия в виртуальный музей народных промыслов;
• Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей,
предметов народно-прикладного искусства;
• Чтение сказок и литературных произведений;
• Чтение поговорок, пословиц, загадок;
• Знакомство с русскими и карельскими народным играми.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
· Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
- «Что такое хохлома? »
- «Гжель сине-голубое чудо»
- «Жёстовская роспись»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
· Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
· Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Дымковская барышня»;
4. Рисование матрешек;
5. Рисование «Роспись досок. Хохлома»;
6. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;
7. Рисование «Гжельские петушки».
8. Рисование «Городецкая роспись».
· Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
· Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Оформить тематические альбомы по росписям: «Гжель»; «Хохлома»; «Городецкая роспись»; «Дымковская роспись»; «Жёстовская роспись»;
3. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
4. Помочь детям разучивать стихи.
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
Результативность проекта:
В результате проектной деятельности по приобщению детей к народно-
прикладному искусству у воспитанников группы появился познавательный
интерес и желание еще больше узнать о творчестве русских народных умельцев и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали ориентироваться в различных видах росписи, научились составлять выразительные узоры по мотивам народных росписей, различать стили известных видов декоративной живописи.
Они познакомились с историей возникновения промыслов (Хохлома, Гжель,
Городецкая игрушка, Филимоновская игрушка т.д.), а также с народно-
прикладным творчеством родного края – Карельская традиционная игрушка.
Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения
народного искусства, они легко воспринимаются ими. Это доступно детскому восприятию, так как оно несёт в себе понятное содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и
многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и
развивает в детях эстетическое восприятие, воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.