11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Казакова Галина Николаевна, воспитатель.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.
Основным педагогическим условием, обеспечивающие эффективность педагогического процесса является - совместная деятельность взрослого с ребёнком, взаимосвязь обучающих занятий с самостоятельной деятельностью детей, обеспечение каждого ребёнка разнообразным материалом, и интеграция конструирования с другими видами деятельности.
Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребёнка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребёнка. Ребёнок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребёнка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребёнок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С этого момента, находясь в пространстве объёма и формы, ребёнок осваивает и пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности, накопленные человечеством. Ребёнок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам.
Конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании познавательных способностей.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.
К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Конструирование из бумаги в детском саду - процесс увлекательный для детей и, в то же время, полезный и развивающий.
Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь оно воздействует на такие психические процессы ребёнка, как внимание, память, мышление, воображение, благоприятно влияет на развитие мелкой моторики, а, следовательно, влияет на развитие всех видов детской деятельности. При этом у детей расширяется кругозор: знания об истории бумагоделания; знакомство с традициями Японии. Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. В переводе с японского «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага», «бог». Можно предположить, что в далекой древности человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу Всего из Ничего, и изготовление красочных фигурок не было для него только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, результат которого – бумажная фигурка – был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий. Ими украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у неё покровительства.
Оригами не только интересно и увлекательно, но и очень полезно для детей -дошкольников благодаря своему многостороннему влиянию. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка выделил основатель детских садов Фридрих Фрёбель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги. В дошкольном образовательном процессе конструирование из бумаги один из видов детской продуктивной деятельности.
В ходе складывания и обыгрывания ребята получают дополнительную информацию о животных, среде их обитания, идет постоянная работа с геометрическими фигурами, их преобразование и закрепление сведений об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и так далее, а также использование фигурок в качестве счётного материала. Дошкольников привлекает возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, театральных инсценировках, оформлении группы или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям, воспитателям. Ребёнок радуется тому, что сделанная своими руками игрушка оживает: лодочка плывет в ручейке, самолетик летит по воздуху, цветы украшают праздничный стол и т. д. Так в процессе создания поделок из бумаги дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, видят их по другому, подчеркивая красоту и передавая её в изобразительной деятельности.
Спецификой искусства оригами является то, что при обработке материала (бумаги), получаемые поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты и ребёнок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает раскрашивать свою игрушку, рисовать глазки, ротик, приклеивает перья, гребешок, украшает и совершенствует свою поделку, стремится сделать её наряднее и привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий.
Занятия по оригами начинаются с элементарного знакомства с бумагой: ее видами (картон, бумага для печати и аппликации, гофрированная, калька, газетная) и свойствами (толщина, гладкость, окраска, прозрачность, прочность, влагопроницаемость, сминаемость, мягкость). Затем идет ознакомление детей с геометрическими фигурами (прямоугольник, квадрат, треугольник, а также закрепление знаний о них, полученных ранее на занятиях по математическому развитию.
После знакомства с геометрическими фигурами мы переходим к изучению базовых форм в оригами, следуя принципу от простого к сложному. Базовые формы закрепляются с детьми путем их многократного складывания. Только после отработки складывания базовых форм, дети приступают к изготовлению простейших поделок по образцу воспитателя. Постепенно, с возрастом детей и уровнем их овладения техникой, складывание усложняется. Как правило, маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба. Поэтому следует начинать знакомство с бумагой с самых простых действий, таких как сминание, разрывание, разрезание. И только затем переходить к сгибанию.
Техники сминания и разрывания используются на самом раннем этапе работы.
Техника разрезания используется на втором этапе работы с бумагой, где происходит овладение ножницами. На первых занятиях дети учатся разрезать бумагу по воображаемой прямой линии и корректировать модели ножницами, а в дальнейшем использовать ножницы для обработки квадрата и аппликационного оформления оригами.
Техника сгибания является более сложной и одновременно более распространенной в педагогической практике. С возрастом техника сгибания усложняется.
Для этого с детьми сначала отрабатывается сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дается возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.
В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Знакомя детей с техникой оригами, следует их ориентировать на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново.Этапы складывания сопровождать пояснениями, они более им понятны,
Многие понятия нужно заменять доступными, например, «перегнуть» для детей это выполнение давать в два действия, «согнуть и разогнуть». Говорить доступными и чёткими им понятиями.
Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использовать с учётом необходимости, после выполнения каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше. Эти условия работы необходимо привить детям сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых – пусть поиграют. Анализ проводится в течение всего занятия, в конце отмечается точность, оригинальность завершения образа.
Чем интересно оригами детям? Быстрым получением образа и конечно сюрпризами. Делали дом, а загнули уголок, получилась собака. Складывали кита, перевернули, а оказался заяц! Такие темы сюрпризы дают детям неограниченные возможности в проявлении творческой инициативы, воспитывают у них образное мышление.
Работы в технике Оригами - прекрасный материал для самостоятельного творчества, пальчикого театра, предметов заменителей для сюжетно- ролевых игр. Оригами можно рассматривать как подготовку инсценировок игр, сказок и других произведений. Можно создать театр масок - оригами, или театр игрушек – оригами. Он самый простой в изготовлении и удобен в хранении игрушек для инсценировок. А главное от начала и до конца дети участвуют в его оформлении, приготовлении и представлении. Оригами прекрасный подарок к празднику.
Таким образом, занятия оригами:
- развивают творческое воображение, фантазию и художественный вкус детей;
- формируют бережное отношение к предметам и материалу (бумаге), привычку содержать в порядке рабочее место;
- способствуют формированию добрых чувств ко всему живому и своим близким, дают возможность выразить эти чувства, а, следовательно, помогают взаимодействию с семьёй;
- дисциплинируют, способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности детей;
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Заинтересованные дети увлекаются сами и увлекают родителей.
Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения.

Интернет-ресурсы:
1. https://pandia.ru/text/80/245/94275.php
2. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-na-konkurs-vospitatel-2019-goda-tema-ispolzovanie-tehnologi-konstruirovanija-iz-bumagi-metodom-origami.html