11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фролова Наталья Вячеславовна.

Социально-коммуникативное развитие.

СП «Детский сад №17 ГБОУ СОШ «ОЦ» им. Е.М.Зеленова, воспитатель

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие и духовный опыт социума. Эти положения отразились в современном направлении практической психологии одном из методов арт-терапии – сказкотерапии. Сказки содержат полный набор «вечных» жизненных проблем человека, по-прежнему актуальных в наш век технического прогресса. Яркие, впечатляющие сказочные образы добрых богатырей и сильных рыцарей, волшебных фей и прекрасных принцесс помогут убедительно и красноречиво объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо, в интересной для ребёнка форме передать знания об окружающем мире. Важно, чтобы окружающие малыша взрослые, читая и обсуждая сказки, заботливо наполнили его информацией, которая поможет ребёнку в будущем принять правильное решение в реальной жизни.

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры, которые развивают у детей внимание, память, речь, инициативность и самостоятельность в игре с символическими изображениями персонажей.

С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

  • «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
  • «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
  • «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
  • «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
  • «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.

         Игры по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:

1. Необычное приветствие;

2. Ритуал «Вхождения в сказку»;

3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее продолжение, либо используем модификацию сюжета);

4.Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика);

5. Релаксация (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия);

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.

8. Творческое задание (по желанию родителей и детей даётся доделать дома, выполнить что-то своими руками).

Влияния сказкотерапии на ребёнка, как на личность:

  • Помогает в сложном жизненном периоде, устраняя причины проблем: рассеивает навязчивые страхи, успокаивает агрессию.
  • Развивает творческие способности, формирует широкие жизненные взгляды.
  • Знакомит с несправедливостью и жестокостью, готовит к жизни взрослых.
  • Ребёнок копирует правильное поведение героя сюжета.

Подобрать сказку поможет определение эмоционального состояния малыша, его переживаний и фантазий. Для этого применяется игра с новым персонажем – красивой, желательно гибкой куклой. Со старшим ребёнком стоит изготовить куклу самостоятельно, применяя необычные материалы, например, из фольги. Сначала ребёнок знакомится с персонажем, затем включается в игру с рассказыванием сказки или ситуации, в котором будет кукла. Играя и рассказывая, малыш открывается в собственных переживаниях, перенося их на игрушку. В старых народных сказках заложена мудрость веков, знания мира, его закономерностей и понятий.

Они бывают:

  • познавательного содержания – знакомят с законами и характером мира;
  • воспитательным уроком, который учит добру и злу;
  • с терапевтическим эффектом, где вместе с персонажами дети учатся хорошему поведению.

Кроме того, бывают бытовые, волшебные, героические и поучительные сказочные истории. Положительно действуют во время рассказа, а не чтения. В сказкотерапии часто используются новые придуманные истории. С этой целью стоит знать типы сказок, по-разному влияющие на маленького человека. Детям с заниженной самооценкой полезны сказки с превращениями и трансформациями. Психологическая сказка, с реальными событиями, нужна для формирования личности. Главное в этом методе – иметь некоторые артистические данные, уметь создавать голосом точный образ.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

                                      

                                   Литература:

1.Тренинг по сказкотерапии Автор: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. | Раздел: Сказкотерапия

2. Сказки и сказкотерапия

Автор: Соколов Дмитрий | Раздел: Сказкотерапия

3. Психотерапевтические сказки и игры

Автор: Черняева С.А. | Раздел: Сказкотерапия

4. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку

Автор: Вачков И.В. | Раздел: Сказкотерапия