СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Фролова Наталья Вячеславовна.
Социально-коммуникативное развитие.
СП «Детский сад №17 ГБОУ СОШ «ОЦ» им. Е.М.Зеленова, воспитатель
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие и духовный опыт социума. Эти положения отразились в современном направлении практической психологии одном из методов арт-терапии – сказкотерапии. Сказки содержат полный набор «вечных» жизненных проблем человека, по-прежнему актуальных в наш век технического прогресса. Яркие, впечатляющие сказочные образы добрых богатырей и сильных рыцарей, волшебных фей и прекрасных принцесс помогут убедительно и красноречиво объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо, в интересной для ребёнка форме передать знания об окружающем мире. Важно, чтобы окружающие малыша взрослые, читая и обсуждая сказки, заботливо наполнили его информацией, которая поможет ребёнку в будущем принять правильное решение в реальной жизни.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры, которые развивают у детей внимание, память, речь, инициативность и самостоятельность в игре с символическими изображениями персонажей.
С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:
- «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
- «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
- «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
- «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
- «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
Игры по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:
1. Необычное приветствие;
2. Ритуал «Вхождения в сказку»;
3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее продолжение, либо используем модификацию сюжета);
4.Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика);
5. Релаксация (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия);
6. Рефлексия;
7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.
8. Творческое задание (по желанию родителей и детей даётся доделать дома, выполнить что-то своими руками).
Влияния сказкотерапии на ребёнка, как на личность:
- Помогает в сложном жизненном периоде, устраняя причины проблем: рассеивает навязчивые страхи, успокаивает агрессию.
- Развивает творческие способности, формирует широкие жизненные взгляды.
- Знакомит с несправедливостью и жестокостью, готовит к жизни взрослых.
- Ребёнок копирует правильное поведение героя сюжета.
Подобрать сказку поможет определение эмоционального состояния малыша, его переживаний и фантазий. Для этого применяется игра с новым персонажем – красивой, желательно гибкой куклой. Со старшим ребёнком стоит изготовить куклу самостоятельно, применяя необычные материалы, например, из фольги. Сначала ребёнок знакомится с персонажем, затем включается в игру с рассказыванием сказки или ситуации, в котором будет кукла. Играя и рассказывая, малыш открывается в собственных переживаниях, перенося их на игрушку. В старых народных сказках заложена мудрость веков, знания мира, его закономерностей и понятий.
Они бывают:
- познавательного содержания – знакомят с законами и характером мира;
- воспитательным уроком, который учит добру и злу;
- с терапевтическим эффектом, где вместе с персонажами дети учатся хорошему поведению.
Кроме того, бывают бытовые, волшебные, героические и поучительные сказочные истории. Положительно действуют во время рассказа, а не чтения. В сказкотерапии часто используются новые придуманные истории. С этой целью стоит знать типы сказок, по-разному влияющие на маленького человека. Детям с заниженной самооценкой полезны сказки с превращениями и трансформациями. Психологическая сказка, с реальными событиями, нужна для формирования личности. Главное в этом методе – иметь некоторые артистические данные, уметь создавать голосом точный образ.
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.
Литература:
1.Тренинг по сказкотерапии Автор: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. | Раздел: Сказкотерапия
2. Сказки и сказкотерапия
Автор: Соколов Дмитрий | Раздел: Сказкотерапия
3. Психотерапевтические сказки и игры
Автор: Черняева С.А. | Раздел: Сказкотерапия
4. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку
Автор: Вачков И.В. | Раздел: Сказкотерапия