11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

"Свойства воздуха"

Составил: воспитатель СП «Детский сад № 17» ГБОУ ООШ № 2

п.г.т. Новосемейкино Казакова Г.Н.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программные задачи:

Систематизировать и уточнять представления детей о свойствах воздуха.

Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования

Развивать способности устанавливать, делать выводы и умозаключения на основе элементарного эксперимента.

Активизировать речевую деятельность детей.

Воспитывать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулках за ветром; беседы: «Живая и неживая природа», «Как загрязняется окружающая среда», «В чём польза растений

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, стакан, салфетка, ёмкость с водой, 2 свечки, банка с крышкой, спички ,игровое пособие «Мыльные пузырьки», краски, бумага, крышки от бутылок.

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия:

В: - Ребята, послушайте внимательно загадку об одном из факторов неживой природы:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

В:- Что это? (воздух). Правильно, это воздух.

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух?(воздух-это то чем мы дышим).

- А где есть воздух? (везде).

- А кто дышит воздухом?(люди ,птицы, животные, насекомые, растения).

- А можно жить без воздуха? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

В:- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные-исследователи. Я для вас организовала в группе небольшую лабораторию. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-внимательность,
А поможет всё узнать,
Наша наблюдательность!
В:- Ребята, садитесь за столы(дети садятся). Итак, начинаем наши опыты:

Опыт № 1

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В:- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

В:- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В:- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В:- А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Опыт № 2

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой? (выходят пузырьки).

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Посмотрите, есть в нём что-нибудь? ( нет, он пустой).

Опыт № 3

В:- Что это? (стакан).
В:- Посмотрите, есть в нём что-нибудь? (нет, он пустой).
В:- Ребята, а как вы думаете, возможно ли отпустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (ответы детей).
В:- Хорошо, давайте проверим. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепила салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю
в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
- Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
- Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане).
- А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место.

Физ. минутка:
«Мыльные пузыри» У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

-А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В:- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Опыт № 4

В:- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:- Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В:- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В:- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Опыт № 5

В: - Ребята, а что будет, если чистый воздух на земле закончится? (ответы детей).
-Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

В:- Что происходит? Почему свеча в банке погасла? ( пламя потухло, т.к. горело за счёт чистого воздуха).
-Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.Здоровье человека зависит и от того, как мы дышим.(Вдох через нос), и от того, чем мы дышим.
- Для дыхания кислород необходим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? (ответы детей).

В:- Конечно воздух – большое богатство нашей планеты Земля. Человеку и всем живым существам на Земле остро необходим Воздух. И не просто воздух, а чистый, свежий, насыщенный кислородом. Вот мы пойдем на улицу, на прогулку и запасемся этим богатством. Как вы думаете, зачем нужно гулять? Почему даже самых маленьких , новорожденных ребят вывозят на прогулку? Зачем человеку прогулки на свежем воздухе? (ответы) .

Опыт №6 Кляксография. «Воздухом можно рисовать!»

В:- Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В:- Хотите попробовать?

В:- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Подведение итогов:
В:- Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В:- Что вы сегодня узнали нового ?

-Воздух нас окружает со всех сторон.
-Воздух не имеет цвета.
-Воздух можно почувствовать.
-Воздух можно услышать.
-Воздух легче воды.

-Воздух занимает место.
-При помощи воздуха можно рисовать.
В:- Как называется техника рисования воздухом?(Кляксография).

- Наше занятие подошло к концу, вы все молодцы, хорошо поработали, были внимательными и активными.