11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Составлен музыкальным руководителем СП «Детский сад №17» ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино Красноярского района Самарской области
Дьячковой Ольгой Алексеевной.
Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность, интерес к звучащему миру.
Задачи организации музыкально-игровой деятельности:
- дать первоначальное представление о возникновении звука, механизме звукоизвлечения и слышания.
- рассказать о широких возможностях звучащих жестов как тембрового ансамбля «инструментов»,
- создать условия для получения детьми удовольствия от процесса музицирования с использованием звучащих жестов,
- комплексно развивать музыкальность детей в разных формах музицирования,
-развивать речь средствами ритмодекламации,
- развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки, умение находить свои оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа,
- интуитивно знакомить с элементами музыкальной речи: фраза, предложение,
- развивать мелкую моторику в сочетании с речью, а также эмоции у старших дошкольников.
Интеграция направлений развития: художественно-эстетическое, познавательное, речевое.
Материал и оборудование: Металлофоны (6-4). Металлическая линейка, инструмент цитра, камертон. Лейка по типу душа, таз, 2 одинаковых бутылочки, воронка, части пластиковых бутылок с разрезанными краями. Камертон. Шелковый платок. Ноутбук. Слайдовая презентация к занятию.
Методы и приёмы:
Наглядные:
Наглядно слуховой: показ исполнения звукоряда на металлофоне..
Зрительная наглядность: презентация со слайдами настороженного зверя, животных с большими ушами, анимационным изображением звучащей гитары, фотографией вибрирующих струн.
Словесные: вопросы, поисковые вопросы (1.почему пожилой человек прикладывает руку к своему уху, 2. Про кого говорят «ушки на макушке»; сравнения и поиски аналогии: уши – воронка, линейка – струна
Практические: вовлекающий показ; показ условными жестами; исполнение мелодии на металлофонах с использованием звучащих жестов; создание ситуации занимательности. Опытно-экспериментальная деятельность («для чего нужны большие уши», «как образуется звук»)
Ход образовательного процесса:
Дети входят и свободно располагаются в пространстве музыкального зала
М.р.: Музыка вызывает движение, а если она остановилась – останавливается движение. Возникает пауза. Давайте заполним паузы приветствиями на разных языках.
1. Музыкально – речевое упражнение
Шаги с приветствиями музыка «Хитрый кенгурёнок» М. Протасов
В паузах касание ладошками с приветствиями («Здравствуйте», «Guten tag», «Hello», «Hola» (ола) Bonjour (бонжур))
М.р.:
●Скажите, что такое «Жест»? Или покажите «жест»
Мы с вами говорили о том, что наше тело – это музыкальный инструмент и жесты могут быть ЗВУЧАЩИМИ.
Покажите, какие.
Верно, основные звучащие жесты – это
хлопки (показываю разновидности)
притопы,
шлепки,
щелчки
а на улице весна, и все, что нас окружает, просыпается ото сна
2. Ритмическое рондо «Снова к нам пришла весна» с использованием звучащих жестов
М.р.: А сейчас мы создадим оркестр и звучащими жестами сыграем дразнилку
3. Речевая игра-дразнилка «Ванька – пырка, растопырок»
Ванька – пырка – растопырок хлопок, 2 хлопка по груди, 3 шлепка по коленям
На рубашке 8 дырок поочерёдные шлепки по бёдрам, притоп
На штанах страшна прореха
Всё у Ванюшки для смеха,
У всей деревне на смеху
Рвана шуба на меху.
М.р.:
●Кто знает, что такое прореха? (дырка) Да, так говорили в старину. Понятно, правда?
4. Экспериментирование
М.р.:
● Ребята, а вы слышали, как про кого-то говорят «У него ушки на макушке»?
●Где у человека расположена макушка?
●А где уши?
●Кого же имели в виду, говоря «ушки на макушке»? (ответы)
А давайте посмотрим.
На экране слайд 1
«Настороженный зверь, который прислушивается»
●Что делает этот зверёк? Верно, прислушивается.
А сейчас давайте посмотрим на размер ушей , например, слона, рыси
Слайд 2,3,4
«собака», «косуля», «слон»
●А зачем животным такие большие уши?
●В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?
●Что ответил ей Волк?
а) эксперимент
Давайте выясним, почему лучше слышно, если ухо большое?
Дети подходят к столу, на котором 2 одинаковые бутылки с узким горлышком, тазик, лейка с душем и воронка.
Ставим бутылку в таз и наливаем воду из лейки.
●Сколько воды набралось в бутылку?
●Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?
После обсуждения приходим к выводу о том, что в бутылку надо поставить воронку. Льём воду во 2 бутылку через воронку и сравниваем.
М.р. предлагает детям импровизированные воронки для слушания (из пластиковых бутылок с разрезанными краями, которые можно приставлять и отодвигать от уха, таким образом, выясняя в каком случае лучше слышно. Надрезанные края «воронок» издают звук)
Предложить дома сделать такие воронки самостоятельно.
●И что означает этот жест (прикладывает ладонь к уху) Верно, ладонью мы как будто увеличиваем ухо, т.е. поверхность для слушания.
М.р.: Как же образуется звук?
б) эксперимент
Предлагает пройти к другому столу, где лежит металлическая линейка(треугольник), цитра, металлофон.
• Что нужно сделать с линейкой, чтобы она начала издавать звуки (дети пытаются догадаться) М. Р. одним концом прижимает линейку к столу, дёргает за свободный конец. – раздаётся звук.
• Что происходит с линейкой?
Дети: Она дрожит.
М.р.: Верно, происходит вибрация .Заставьте цитру звучать. (дети дергают за струны)
●Что вы сделали?
• Что происходит со струной, когда она звучит? Верно, она дрожит.
Посмотрите. Это камертон. С его помощью мастер настраивает фортепиано. Послушайте звучание камертона («щипок» и камертон подносится к каждому ушку). Его дуги тоже дрожат от щипка.
СЛАЙД 5 анимация игра на струнах
СЛАЙД 6 вибрация струн
И то же самое происходит с металлофоном, когда вы ударяете по нему молоточком. Металлические пластиночки дрожат.
М.р.: Ну, что поиграем в игру «Кошка едет на такси». Кошки и коты, берите металлофоны и садитесь в середину. По кругу котята.
5. Речевая игра «Кошка едет на такси»
До, ре, ми, фа, соль, ля, си игра на металлофонах
Кошка едет на такси шлепаем по коленям
Заплатила 100 рублей 2 хлопка ладонью по ладони
И поехала в музей шлепаем по коленям
А весёлые котята Трут ладошками по груди
К ней уселись позади Шлепки по поверхности ладони
И поехали бесплатно Трут ладошками по груди
До, ре, ми, фа, соль, ля, си игра на металлофонах
М.р.: Молодцы! Приглашаю поиграть в игру с арифметическими действиями. Что это за игра? Верно
6. Речевая игра «Белка прыгала по шторам»
Распределяйтесь парами и вставайте по кругу
М.р.: А самый совершенный, красивый звук, который издаёт человек, он издаёт….чем? Верно, голосом. Голоса у всех разные. Каждый голос окрашен по-особому. Окраска голоса называется ТЕМБР.
Предлагаю включить свои голоса и поиграть в игру с пением «Варвара»
7. Хороводная игра «Вар-вар-вар-вара» р.н.мел.
Рефлексия: (вопросы: Так для чего нужны большие уши? Какой предмет они напоминают? Что должно произойти со струной, металлической пластиночкой, чтобы появился звук?)