Составила: воспитатель СП «Детский сад № 17»
ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино
Меркулова Е.В.
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы
Тема: «Песок, глина – полезные ископаемые»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Закреплять представления детей о свойствах песка и глины. («Познавательное развитие»)
- Показать, как человек может использовать песок и глину в своей жизни. («Познавательное развитие»)
- Формировать умение исследовать свойства песка и глины. («Социально – коммуникативное развитие»)
- Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. («Речевое развитие»)
- Воспитывать чувство любви к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. («Социально – коммуникативное развитие»)
- Способствовать формированию двигательной активности. («Физическое развитие»)
- Познакомить детей со свойствами и особенностями кинетического песка. («Художественно – эстетическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: исследование песка и глины; продуктивная деятельность с кинетическим песком;
- наглядные: просмотр презентации;
- словесные: беседа, вопросы, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация на тему «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни»; белые халаты, лупы, пластиковые стаканчики с песком и глиной, деревянные палочки, бумажные воронки, пластиковые тарелки, пластиковые формочки - по количеству детей; коробка с кинетическим песком, лейка с водой, влажные салфетки, контейнеры с влажной глиной и влажным песком.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно - исследовательская | Исследование свойств песка и глины. Исследование свойств кинетического песка. |
Коммуникация | Беседы, вопросы, отгадывание загадок. |
Изобразительная | Продуктивная деятельность с кинетическим песком. |
Двигательная | Физкультминутка «Песчинки». |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. |
Воспитатель встречает детей, здоровается, приглашает их войти в групповую комнату, читает стихотворение: «В мире много интересного, В мире много неизвестного. Всё хотим на свете знать, Тайны мира раскрывать». Предлагает детям стать учеными и заняться исследованием. Вносит белые халаты и предлагает надеть. Педагог загадывает загадки: Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) После правильной отгадки, на экране проектора появляется картинка с песком. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина) На экране проектора появляется картинка с глиной. Задает вопросы: - знаете ли вы, где проводят опыты и исследования? Если дети не могут ответить, рассказывает, что такое лаборатория? (специальное помещение, где проводят опыты). Приглашает детей в «лабораторию», чтобы исследовать и провести опыты с песком и глиной. |
Дети входят в групповую комнату, слушают стихотворение. Дети находятся возле воспитателя, отгадывают загадки и подтверждают правильные ответы, глядя на видеокартинки. Дети проходят в «лабораторию». |
Сформирован интерес к экспериментальной деятельности. |
2. |
Воспитатель предлагает детям провести опыт: - взять стакан с песком насыпать половину через воронку в другой стаканчик, то же самое проделать с глиной. Воспитатель задает детям вопросы: - что легче высыпать через воронку песок или глину и почему? Воспитатель хвалит и дополняет ответы детей, подводит к выводу: песок легче проходит через воронку, он рыхлый, мелкий и сыпучий, а глина состоит из комочков и плохо проходит через воронку. |
Дети экспериментируют с песком и глиной. Отвечают на вопросы и высказывают своё мнение. |
Закреплено умение получать информацию об объекте в процессе его исследования. |
3. |
Воспитатель предлагает детям провести следующий опыт: - с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотреть песок и глину, сравнить по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности, твёрдости. Делается вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек плотно прижатых друг к другу. |
Дети берут в руки увеличительное стекло (лупу) и рассматривают песок и глину. Дети вместе с воспитателем делают вывод по сходству и различию исследуемых веществ. |
Получены новые знания. |
4. |
В следующем опыте педагог предлагает детям взять палочки и вставить их в стаканчики с песком и глиной. Задает детям вопрос: - во что легче, поместить палочку и почему? Воспитатель подводит детей к выводу о том, что палочку поместить легче в стаканчик с песком, чем с глиной, потому что песок рыхлый, а глина сухая и твердая. |
Дети вставляют палочки в песок и глину, отвечают на вопросы воспитателя и делают вывод. | Получены новые знания. |
5. |
Следующий опыт проводится с водой, песком и глиной: - нужно поместить в разные стаканчики одинаковое количество песка и глины, налить немного воды и понаблюдать, что будет происходить. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что песок легко впитывает и пропускает воду, а глина задерживает и медленно пропускает воду. |
Дети экспериментируют с водой, песком и глиной. Наблюдают впитывание воды. Дети делают вывод. |
Сформирован интерес. Получены новые знания. |
6. |
Физкультминутка «Песчинки». Воспитатель предлагает детям поиграть: Дует, дует ветерок, Разлетается песок. Затихает ветерок, Опускается песок. А полился дождь из тучки, Весь песок собрался в кучке. От дождя он весь промок Можно вылепить пирог. |
Дети стоят около воспитателя, под музыку выполняют движения: - бегают врассыпную, - приседают, - передвигаются к воспитателю, - встают в круг, берутся за руки. |
Приобретен позитивный настрой на следующую деятельность. |
7. |
Воспитатель предлагает детям слепить из влажного песка и глины шарики. Задает вопросы: - Что произойдет с шариками из песка и глины, если они высохнут? |
Ответы детей | Закреплено умение получать информацию об объекте в процессе его исследования. |
8. |
Проводит с детьми беседу о том, что песок и глина - полезные ископаемые, которые добывает человек, а затем использует в своей жизни. Показ презентации. Песок: - в производстве стекла; - строительстве; - в создании песочных скульптур, лабиринтов, панно; - игры в песочнице; - в гололед для безопасности песком посыпают дорожки. Глина: - в производстве керамической посуды (кувшинов, горшков, ваз); - для изготовления кирпича. - в строительстве (глина - хороший строительный материал, долго сохраняет тепло. Глиной утепляют потолки); - в декоративно-прикладном творчестве (изготовление дымковской игрушки) |
Дети принимают участие в обсуждении о том, как человек использует полезные ископаемые в своей жизни. Дети просматривают презентацию, участвуют в обсуждении. |
Обеспечена потребность детей в участии обсуждения. Получены новые знания. |
9. |
Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку, которая стоит на другом столе, приглашает подойти и посмотреть, что там, рядом находится письмо. Читает. Открывает коробку, находит кинетический песок. Воспитатель предлагает детям исследовать и поиграть с интересным песком. |
Подходят к столу. Слушают содержание письма. Исследуют песок. Проявляют творческие способности. |
Сформирован интерес к предстоящей деятельности. Получена возможность реализовать свои способности в художественном творчестве. |
10. |
Воспитатель интересуется у детей, что интересного они сегодня узнали? Что больше всего им понравилось? |
Дети делятся своими впечатлениями. | Получено эмоциональное удовлетворение от проделанной работы. |
Итог: Воспитатель благодарит детей за интересное сотрудничество в области науки и вручает детям значки юных ученых.