11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Составила: воспитатель СП «Детский сад № 17»

ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино

Меркулова Е.В.

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы

Тема: «Песок, глина – полезные ископаемые»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о свойствах песка и глины. («Познавательное развитие»)
  2. Показать, как человек может использовать песок и глину в своей жизни. («Познавательное развитие»)
  3. Формировать умение исследовать свойства песка и глины.   («Социально – коммуникативное развитие»)
  4. Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. («Речевое развитие»)
  5. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. («Социально – коммуникативное развитие»)
  6. Способствовать формированию двигательной активности. («Физическое развитие»)
  7. Познакомить детей со свойствами и особенностями кинетического песка. («Художественно – эстетическое развитие»)

Методы и приемы:

- практические: исследование песка и глины; продуктивная деятельность с кинетическим песком;

- наглядные: просмотр презентации;

- словесные: беседа, вопросы, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация на тему «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни»; белые халаты, лупы, пластиковые стаканчики с песком и глиной, деревянные палочки, бумажные воронки, пластиковые тарелки, пластиковые формочки - по количеству детей; коробка с кинетическим песком, лейка с водой, влажные салфетки, контейнеры с влажной глиной и влажным песком.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно - исследовательская Исследование свойств песка и глины. Исследование свойств кинетического песка.
Коммуникация Беседы, вопросы, отгадывание загадок.
Изобразительная Продуктивная деятельность с кинетическим песком.
Двигательная Физкультминутка «Песчинки».

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1.

Воспитатель встречает детей, здоровается, приглашает их войти в групповую комнату,

читает стихотворение:

«В мире много интересного,

В мире много неизвестного.

Всё хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать».

Предлагает детям стать учеными и заняться исследованием.  

Вносит белые халаты и предлагает надеть.

Педагог загадывает загадки:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.    (Песок)

После правильной отгадки, на экране проектора появляется картинка с песком.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.

                                       (Глина)

На экране проектора появляется картинка с глиной.

Задает вопросы:

- знаете ли вы, где проводят опыты и исследования?

Если дети не могут ответить, рассказывает, что такое лаборатория? (специальное помещение, где проводят опыты). Приглашает детей в «лабораторию», чтобы исследовать и провести опыты с песком и глиной.

Дети входят в групповую комнату, слушают стихотворение.

Дети находятся возле воспитателя, отгадывают загадки и подтверждают правильные ответы, глядя на видеокартинки.

Дети проходят в «лабораторию».

Сформирован интерес к экспериментальной деятельности.

2.

Воспитатель предлагает детям провести опыт:

- взять стакан с песком насыпать половину через воронку в другой стаканчик, то же самое проделать с глиной.

Воспитатель задает детям вопросы:

- что легче высыпать через воронку песок или глину и почему?

Воспитатель хвалит и дополняет ответы детей, подводит к выводу: песок легче проходит через воронку, он рыхлый, мелкий и сыпучий, а глина состоит из комочков и плохо проходит через воронку.

Дети экспериментируют с песком и глиной.

Отвечают на вопросы и высказывают своё мнение.

Закреплено умение получать информацию об объекте в процессе его исследования.

3.

Воспитатель предлагает детям провести следующий опыт:

- с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотреть песок и глину, сравнить по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности, твёрдости.

Делается вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек плотно прижатых друг к другу.

Дети берут в руки увеличительное стекло (лупу) и рассматривают песок и глину.

Дети вместе с воспитателем делают вывод по сходству и различию исследуемых веществ.

Получены новые знания.
4.

В следующем опыте педагог предлагает детям взять палочки и вставить их в стаканчики с песком и глиной.

Задает детям вопрос:

- во что легче, поместить палочку и почему?

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что палочку поместить легче в стаканчик с песком, чем с глиной, потому что песок рыхлый, а глина сухая и твердая.

Дети вставляют палочки в песок и глину, отвечают на вопросы воспитателя и делают вывод. Получены новые знания.
5.

Следующий опыт проводится с водой, песком и глиной:

- нужно поместить в разные стаканчики одинаковое количество песка и глины, налить немного воды и понаблюдать, что будет происходить.

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что песок легко впитывает и пропускает воду, а глина задерживает и медленно пропускает воду.

Дети экспериментируют с водой, песком и глиной.

Наблюдают впитывание воды.

Дети делают вывод.

Сформирован интерес. Получены новые знания.
6.

Физкультминутка «Песчинки».

Воспитатель предлагает детям поиграть:

Дует, дует ветерок, Разлетается песок.

Затихает ветерок,

Опускается песок.

А полился дождь из тучки,

Весь песок собрался в кучке.

От дождя он весь промок

Можно вылепить пирог.

Дети стоят около воспитателя, под музыку выполняют движения:

- бегают врассыпную,

- приседают,

- передвигаются к воспитателю,

- встают в круг, берутся за руки.

Приобретен позитивный настрой на следующую деятельность.
7.

Воспитатель предлагает детям слепить из влажного песка и глины шарики.

Задает вопросы:

- Что произойдет с шариками из песка и глины, если они высохнут?

Ответы детей Закреплено умение получать информацию об объекте в процессе его исследования.
8.

Проводит с детьми беседу о том, что песок и глина   - полезные ископаемые, которые добывает человек, а затем использует в своей жизни.

Показ презентации.

Песок:

- в производстве стекла;

- строительстве;

- в создании песочных скульптур, лабиринтов, панно;

- игры в песочнице;

- в гололед для безопасности песком посыпают дорожки.

Глина:

- в производстве керамической посуды (кувшинов, горшков, ваз);

- для изготовления кирпича.

- в строительстве (глина - хороший строительный материал, долго сохраняет тепло. Глиной утепляют потолки);

- в декоративно-прикладном творчестве (изготовление дымковской игрушки)

Дети принимают участие в обсуждении о том, как   человек использует полезные ископаемые в своей жизни.

Дети просматривают презентацию, участвуют в обсуждении.

Обеспечена потребность детей в участии обсуждения.

Получены новые знания.

9.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку, которая стоит на другом столе, приглашает подойти и посмотреть, что там, рядом находится письмо. Читает. Открывает коробку, находит кинетический песок.

Воспитатель предлагает детям исследовать и поиграть с интересным песком.

Подходят к столу.

Слушают содержание письма.

Исследуют песок.

Проявляют творческие способности.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

Получена возможность реализовать свои способности в художественном творчестве.

10.

Воспитатель интересуется у детей, что интересного они сегодня узнали?

Что больше всего им понравилось?

Дети делятся своими впечатлениями. Получено эмоциональное удовлетворение от проделанной работы.

Итог: Воспитатель благодарит детей за интересное сотрудничество в области науки и вручает детям значки юных ученых.