План-конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе с использованием ИКТ
Составила: Казакова Г. Н.,
воспитатель
СП «Детский сад №17» ГБОУ ООШ№2
п.г.т. Новосемейкино
Тема: «В гости к бабушке».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Формировать умения использовать (по подражанию) силу и высоту голоса. Подбирать слова, противоположные по смыслу (анонимы); закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з; упражнять в произношении звукосочетаний: мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му; развивать зрительное и слуховое восприятие и умение подрожать голосам птиц;
- закрепить знакомые звукоподражания в активном и пассивном словаре; развивать связанную речь детей и интонационную выразительность в рассказывании русской народной сказки «Репка»; создавать предпосылки к развитию речи.
(«Речевое развитие»)
- Развивать двигательную активность детей.
(«Физическое развитие»)
- Побуждать выполнять действия по простым речевым инструкциям; формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызвать интерес к речевым высказываниям.
(«Социально-коммуникативное развитие»)
- Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Репка»; учить узнавать животных по описанию; познакомить с обобщающим понятием «домашние животные»; закрепить классификацию овощей и фруктов.
(«Познавательное развитие»)
- Формировать интерес к лепке; умение лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (репка).
(«Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приемы:
- практические: произношение звуков и звукосочетаний; дыхательная гимнастика «Аромат цветов»; этюд на имитацию (музыка дождя и грома); классификация овощей и фруктов.
- наглядные: просмотр мультимедийной дидактической игры «Птицы», иллюстрации огорода, сада, фруктов, овощей; сказка «Репка» в картинках.
- словесные: беседа по русской народной сказке «Репка», загадывание загадок, вопросы к детям.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, магнитофон, письмо в конверте, настоящие цветы, картинки с изображением вороны и воробья; игрушки: ёлка, кошка, собака, корова, заяц; изображение огорода, сада, картинки с изображением фруктов и овощей, настольный театр «Репка».
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игровые упражнения, физминутка. |
Игровая | Игровые ситуации, мультимедийное пособие, театрализованная настольная игра по русской народной сказке «Репка». |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, пересказы, словесные игры, вопросы. |
Музыкальная | Музыкальное сопровождение. |
Изобразительная | Лепка репки. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание по сказке «Репка», настольный театр по сказке «Репка». |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель привествует детей и организовывает всех взяться за руки и объединиться в круг. Предлагает громко сказать “Доброе утро”, а затем - шепотом. |
Дети хором повторяют за воспитателем. |
Формируется умение пользоваться (по подражанию) силой и высотой голоса. |
2. | Воспитатель создает игровую ситуацию (почтальон приносит письмо), заинтересовывает детей и сообщает, что письмо прислала бабушка |
Дети заинтересовываются полученным письмом. |
Сформирован интерес к ситуации. |
3. | Предлагает прочитать письмо, в котором бабушка просит детей о помощи, вытащить репку на огороде. | Дети слушают воспитателя, вспоминают русскую народную сказку «Репка», соглашаются помочь. | Получены новый интерес и эмоциональный подъем. |
4. |
Воспитатель предлагает поехать всем вместе на поезде в гости к бабушке -«Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем: слон большой, а собачка –… летом тепло, а зимой – … я высокая, а Ангелина – … мама молодая, а дедушка – … дорога широкая, а тропинка –… кресло мягкое, а стул – … днем светло, а ночью – … |
Дети принимают предложение воспитателя и выполняют речевое упражнение: маленькая холодно низкая старенький узкая жесткий темно. По очереди строятся паровозиком. |
Научены подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). |
5. |
Поехали на скором поезде (ш-ш-ш) На постовом (ч-ч-ч) Выпускаем пар (с-с-с) Тормозим (з-з-з) |
Повторяют звуки за воспитателем Ш-ш-ш Ч-ч-ч С-с-с З-з-з |
Закреплено произношение звуков: ч, ш, с, з. |
6. |
Проводиться дыхательная гимнастика «Аромат цветов на полянке»: -выполняется глубокий вдох через нос, задерживается дыхание и медленно выдыхается со словом «А – ах!». |
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и медленно выдыхают «А – ах!». | Сформирован интерес к данному упражнению |
7. |
Воспитатель обращает внимание на детей на интерактивную доску, на экране появляются картинки со звуковым эффектом (голоса птиц): - Кто это сидит? (воробей) - Как чирикает воробей? (чик-чирик) - Какая это птица? (ворона) - А как кричит ворона? (кар-кар) - А это кто? (голубь) - Как воркует голубь? (гули-гули) - А эта птица кукушка. Она живёт в лесу. - А как кукушка кричит? (ку-ку-ку ку) - Что это за птица? (дятел) - Как дятел стучит по дереву? (тук-тук). |
Дети отвечают на вопросы. Упражняются в произношении звукосочетаний: чик-чирик кар-кар гули-гули ку-ку, ку-ку тук-тук. Определяют местонахождение птиц. |
Сформированы пространственные представления детей. Закреплены звукопроизношения. |
8. | Педагог обращает внимание детей на то, как волнуются птицы - крыльями машут, просит показать имитационные движения (взмах крыльев). |
Дети показывают движения (машут руками как птички). |
Закреплены умения выполнять имитационные движения (взмах крыльев) |
9. |
Обращает внимание детей на животных около дерева, которые потерялись и не знают где их дом. Предлагает отгадать загадку: это домашнее животное, у которого пушистый хвост, она ловит мышей? Спрашивает: -Как она мурлычет? -А как она кричит? -А как она шипит? - Давайте ласково назовем кошку - А что умеет делать кошка? - А какая кошка? (Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога?) - Давайте ласково назовем корову - Как мычит корова? - А что она делает? - А что дает корова? (Это домашнее животное, которое охраняет дом?) - Назовем собаку ласково? - Что собака делает? - Как она гавкает? |
Дети активно взаимодействуют и упражняются в произношении звукосочетаний. (кошка) - Мур-мур - Мяу-мяу - Ш-ш-ш - Кошечка, кисонька - Ловить мышей, лакать молоко, мурлыкать, царапаться, играть) - Мягкая, пушистая (Корова) - Коровка- коровушка - Му-му - Пасется на лугу - Молоко (Собака) - Собачка - Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом - Гав-гав |
Сформировано умение отгадывать загадки, произносить звукосочетания. Сформировано умение узнавать животных по описанию, подбирать глаголы обозначающие характерные действия животных. |
10. |
Воспитатель активизирует познавательную активность детей и умение классифицировать домашних и диких животных. |
Дети активно взаимодействуют друг с другом и определяют домашних и диких животных: - кошка, собака, корова - домашние животные, потому что живут рядом с человеком, а заяц – в лесу, дикое животное. |
Имеют представление о домашних и диких животных. |
11. |
Воспитатель предлагает выполнить этюд на имитацию (музыка дождя и грома) - Ой ребята, набежала тучка, закапал дождь, засверкала молния, загремел гром, дождь стал затихать и совсем прекратился. |
Дети выполняют упражнение: сидя на полу, стучат пальцами по полу, ладошками, кулачками. |
Сформировано умение повторять имитирующие движения за воспитателем |
12. |
Воспитатель предлагает помочь животным вернуться домой к бабушке и дедушке. Обыгрывается ситуация: к детям приходит «бабка» и благодарит детей за то, что помогли найти животных. Предлагает помочь дедушке вытянуть репку из земли. |
Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки Дети за столом, используя настольный театр, рассказывают совместно с воспитателем русскую народную сказку «Репка». |
Формируется эмоциональный контакт со взрослым. Умение активно участвовать в рассказывании русской народной сказки «Репка». |
13. |
«Бабка» благодарит детей за помощь, помогли вытянуть репку. Предложила разложить овощи и фрукты в «огород» и «сад»: - Где растут овощи? (В огороде) - А где растут фрукты? (На деревьях в саду). |
Дети раскладывают картинки овощей и фруктов в зоны огорода и сада, при этом называют и рассказывают о предмете и своих действиях. |
Закреплено умение классифицировать овощи и фрукты. |
14. |
Воспитатель поощряет детей за помощь бабушке и дедушке. Выслушивает впечатления детей о поездке: - Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: - «Мы очень хорошие!» сначала тихо шепотом, обычным голосом и громким. |
Дети «возвращаются в детский сад». Делятся впечатлениями. Хором повторяют за воспитателем меняя силу голоса. |
Научились анализировать и применять свои знания на практике. Сформировано умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. |
Игровое мероприятие: лепка «репки», к пересказанной сказке.
Алгоритм работы со слайдами к плану-конспекту непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «В гости к бабушке»
№ | Слайд | Деятельность педагога |
1. |
Титульный лист мультимедийное пособие для детей младшего возраста «Птицы». |
|
2. | «Воробей» на экране изображён воробей. Воспитатель предлагает детям назвать данную птицу. | |
3. | «Стайка воробьев». Детям предлагается услышать и произнести звукоподражание:»Чик-чирик». (по щелчку левой кнопки мыши раздается звуковой эффект (подражание данной птице га слайде)) | |
4. | «Ворона». Детям предлагается назвать птицу, изображенную на слайде. Вопрос: Какая эта птица? | |
5. |
«Стайка ворон». Воспитатель предлагает детям услышать и определить голоса данных птиц. Воспитатель просит произнести звукоподражание: «Кар-кар». (По щелчку левой мыши раздается звуковой эффект (подражание данной птице на слайде)). |
|
6. |
«Голубь». На слайде изображён голубь. Воспитатель предлагает детям назвать данную птицу. Вопрос: «Кто это?» |
|
7. | «Голуби воркуют». Воспитатель предлагает детям послушать, как голуби воркуют. Просит услышать и произнести звукоподражание: «Гули - гули». (По щелчку левой мыши раздается звуковой эффект (подражание данной птице на слайде)). | |
8. |
«Кукушка». Дети рассматривают птицу, изображенную на слайде. Воспитатель объясняет детям, что это «кукушка», живёт она в лесу. Детям предлагается звукоподражание кукушки. (По щелчку левой мыши раздается звуковой эффект (подражание данной птице на слайде)). |
|
9. | «Дятел». Детям предлагается назвать птицу, изображенную на слайде. Вопрос: «Что это за птица?» | |
10. |
«Дятел стучит по дереву». Воспитатель предлагает детям услышать и произнести звукоподражание, как дятел стучит по дереву: «Тук-тук». (По щелчку левой мыши раздается звуковой эффект (подражание данной птице на слайде)). |
|
11. |
«Молодец» конец игры. На слайде изображение птиц. |