План – конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Федоры»
Подготовила: воспитатель
Гаврилова Г.В.
Тема «В гостях у бабушки Федоры»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Пополнить словарный запас по лексической теме «Посуда». Ввести в активный словарь детей слова: «Сервиз», «Сервировать», «Фарфоровый». Совершенствовать грамматический строй речи ( образование относительных прилагательных, образование и употребление простых и распространённых предложений). Закрепить умение согласовывать числительное с существительными. Упражнять в умении образовывать и употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Дифференцировать звуки (с) и (ш) в чистоговорках («Речевое развитие»)
2) Расширить знания о различных видах посуды, её назначении. Закрепить умение классифицировать предметы посуды («Познавательное развитие»).
3) Воспитывать бережное отношение к предметам посуды, желание содержать её в чистоте. Сформировать позитивное отношение к героине сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Способствовать желанию детей действовать сообща, развивать дружеские отношения между детьми («Социально-коммуникативное развитие»).
4) Совершенствовать воображение, творческую активность при изображении различных видов посуды ( «Художественно-эстетическое развитие»).
5) Совершенствовать двигательные навыки, умение выполнять движения в соответствии с словесным текстом физминутки («Физическое развитие»).
Методы и приёмы:
-практические: физкультурная минутка; выполнение творческой работы; п/игра средней подвижности; д/игра; словесная игра
-наглядные: просмотр слайдов на компьютере по теме НОД; показ иллюстрации с изображением различной посуды;
-словесные: беседа; вопросы к детям; проговаривание чистоговорок; составление простых и распространённых предложений; чтение отрывка из сказки Федорино горе»
Материалы и оборудование:
Проектор и экран, указка, некоторые предметы посуды, иллюстрации с изображением различной посуды ( чайной, столовой, кухонной),маленький столик, Игрушка-сорока с конвертом, шаблоны посуды вырезанные из бумаги, 5 маленьких конвертов с предметными картинками в каждом, карандаши цветные, краски, художественное произведение К.И.Чуковского «Федорино горе»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «Посуда» |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические) |
Коммуникативная | Беседы, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, составление описательного короткого рассказа, проговаривание чистоговорок со звуками «С» и «Ш» |
Изобразительная | Рисование « Украсим посуду» |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) |
Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», обсуждение сказки |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к бабушке Федоре. Напоминает речевое правило: Каждый день, всегда, везде. На занятиях, в игре. Громко, чётко говорим. Никогда мы не спешим.. | Дети с удовольствием соглашаются. Все вместе повторяют правило. |
Умеют с выражением рассказывать стихи, выученные ранее. |
2 |
Упражнение на развитие речевого дыхания: «Мы поедем, мы помчимся» Воспитатель побуждает их произносить вместе с ней звукоподражания различных транспортных средств: «Поедем на машине. Заводим моторчики (др-др-др-др) Теперь лес густой, полетим на самолёте(у-у-у) По узкой тропинке только на велосипеде (тшух-тшух-тшух-тшух) Ой, колёса спустились, накачаем (с-с-с-с)». |
Дети друг за другом двигаются по группе и вместе с воспитателем повторяют все звукоподражания (хором) |
Умеют произносить соответствующие звукоподражания протяжно, на одном выдохе. |
3 |
Воспитатель предлагает отдохнуть на лесной полянке и спеть весёлую песенку (чистоговорка): «Ас-ас-ас-как весело у нас Ус-ус-ус-выбирай игру на вкус Ис-ис-ис-теперь поём на бис Ша-ша-ша-полянка хороша Ши-ши-ши-мы уже не малыши». |
Дети весело поют шуточную песенку (чистоговорку) хором и индивидуальном | Умеют правильно произносить звуки «С» и «Ш» в чётком и ясном произнесении слогов и слов |
4 |
На экране компьютера появляется слайд с фрагментом из м/ф «Федорино горе»(сказочный домик, грустная Федора). Воспитатель предлагает послушать отрывок из сказки, подумать и ответить: «Почему Федора грустная?». Читает отрывок, задаёт детям вопросы: -Как называется сказка? -Кто написал эту сказку? -Почему посуда убежала от Федоры? |
Дети, глядя на экран компьютера, слушают и отвечают на вопросы. | У детей развито умение внимательно слушать, умеют поддерживать беседу, правильно выражать свои мысли полными предложениями |
5 |
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением предметов посуды, предлагает помочь Федоре, позвать посуду домой, называя её ласково. Проводит словесную игру « Назови ласково». |
Дети по очереди называют предметы посуды в уменьшительно-ласкательной форме. | Умеют образовывать и употреблять в речи существительных в уменьшительно-ласкательной форме. |
6 | Воспитатель замечает на подоконнике игрушку-сороку с письмом в клювике от «ожившей» посуды. В нём предлагается детям выполнить несколько заданий, тогда они вернуться к Федоре.1 задание:( на слайде картинки с предметами посуды) «Назовите предметы, названия которых начинаются на звук «Ч». |
Дети принимают решение: помочь Федоре. Называют чайник, чашка. Индивидуальные ответы. |
Дети умеют различать на слух звук «Ч». |
7 |
Физминутка «Посуда»: Вот фарфоровые чашки, очень крупные бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни разобьются. Вот серебряные ложки, Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принёс. |
Дети надули живот, одну руку поставили на пояс, другую вверх. Присели, руки поставили на пояс. Кружаться, рисуя руками круг. Потянулись, сомкнули руки над головой. Вытянулись, как струнки. |
Дети умеют выполнять движения в соответствии со словами из текста. |
8 | Воспитатель вносит в группу поднос с настоящим фарфоровым сервизом. Предлагает рассмотреть фарфоровую посуду. Объясняет, почему она называется фарфоровой, т.к. сделана из фарфора. Проводит игру «Что из чего?» (2задание ). | Дети встают в круг, играют с мячом. Называют прилагательные(ваза из хрусталя-хрустальная ложка из дерева-деревянная нож из стали-стальной и т.д.) |
Дети способны активизировать в речи прилагательные. |
9 | Воспитатель хвалит детей и просит выполнить последнее 3 задание: игра «Один-много». На экране компьютера слайд с одним предметом, а следующий со множеством таких же предметов, всего 4 слайда. |
Дети отвечают по образцу сказанному воспитателем: Одна ложка-много ложек Одно блюдце-много блюдец. |
У детей сформировано умение склонять существительное в родительном падеже. |
10 |
На экране появляется Федора и сообщает о возвращении посуды. Она благодарит детей за помощь и передаёт им подарок( маленькие красочные конверты). Воспитатель находит их в игровом уголке, что в них предлагает рассмотреть детям самостоятельно и рассказать всем. «В конвертик загляни дружок, вынь карточку, составь красивое правильное предложение. |
Дети рассматривают картинки и составляют по ним предложения с небольшой помощью воспитателя. | У детей развито умение правильно строить предложение. |
11 | Воспитатель приглашает детей разрисовать уже готовые шаблоны посуды и отправить Федоре посылкой. | Дети садятся за столы и выполняют творческое задание под звучание песен из мультфильмов в аудиозаписи. | У детей сформировано творческое мышление и воображение. |
12 | Воспитатель предлагает вспомнить, что им больше всего понравилось? К какому сказочному герою К.И. Чуковского им хотелось бы отправиться в следующий раз? | Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, фантазируют. | Умеют владеть речью, как средством общения. |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Посуда для Федоры