Информация для родителей,
дети которых собираются в детский сад
• Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте — любое ваше внутреннее состояние сразу передается ребенку. В ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.
• Наложите вето на домашнее обсуждение будущих детсадовских проблем в присутствии ребенка. Вам кажется, что малыш, который с грохотом таскает по коридору машину, ничего не слышит? Будьте уверены: не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное. Поэтому все разговоры о предстоящих переменах должны вестись в отсутствии ребенка.
• Не пугайте ребенка. Фразы типа «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее сводите малыша в детский сад на увлекательную экскурсию. Познакомьте его с воспитателем, попросите разрешения заглянуть в группу или в зал для спортивных и музыкальных занятий, покажите игровую площадку. Такие мимолетные впечатления необходимы ребенку — это место уже не будет казаться чужим, в мыслях он начнет постепенно привыкать к нему.
• Не идеализируйте детский сад, иначе он просто не оправдает надежд вашего малыша. Лучше всего быть в этой ситуации честным. Расскажите сыну или дочке, чем они будут заниматься в группе, какие требования там существуют (слушаться воспитателя, соблюдать распорядок дня, не обижать других малышей).
• Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его дома. Не забудьте напоминать при этом: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать)».
• Не обещайте ребенку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть до вечера у окна в ожидании прихода родителей.
• Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с незнакомыми детьми, но обязательно предупредите в мягкой форме, что все они разные: есть капризные, драчливые, непослушные, однако бояться их или подражать им не надо.
• Когда настанет час икс, не делайте из этого выдающегося события. Продумайте все до мелочей, чтобы обойтись без спешки и нервозности. Заранее подготовьте в отдельном пакете запасную одежду, чтобы малыш в случае чего мог переодеться. Все вещи должны быть максимально просты и удобны (без замысловатых застежек и тугих пуговиц). Дайте с собой любимую игрушку — с ней ребенок почувствует себя спокойнее.
• Сначала оставляйте «новобранца» в саду на 1— 2 часа, обязательно забирая его домой до обеда. Постепенно увеличивайте это время.
• А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребёнка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру — детская психика гибкая и легко приспосабливается к новому.
• Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть малыш помашет вам рукой из окна или пошлет воздушный поцелуй. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребенка и возвращаясь за ним вечером. И скажите, что всегда думаете о нем, даже в разлуке!
• Теперь вы проводите с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое — нежность и тепло взаимоотношений, любовь друг к другу, которую ребёнок должен чувствовать всегда.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.
В 1 год 6 месяцев ребенок:
• держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
• отрицательно относится к нарушению опрятности;
• сообщает о физиологических потребностях;
• спокойно относится к умыванию.
В 1 год 9 месяцев ребенок:
• самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
• самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
• обращает внимание на грязное лицо и руки;
• контролирует физиологические потребности;
• проявляет стремление к самостоятельным действиям;
• знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.
В 2 года ребенок:
• ест аккуратно, не облизываясь;
• при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
• самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
• знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
• пользуется носовым платком (при напоминании);
• контролирует физиологические потребности.
В 2 года 6 месяцев ребенок:
• одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
• расстегивает и застегивает одну - две пуговицы.
В 3 года ребенок:
• одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
• складывает свою одежду перед сном;
• застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
• знает назначение многих предметов и их местонахождение;
• выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
• умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
• замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
• регулирует свои физиологические потребности;
• вытирает обувь при входе в квартиру;
• аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
• не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
• говорит слова благодарности, здоровается, прощается.