11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Консультация для воспитателей
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ»

Составила Казакова Галина Николаевна,воспитатель

Важнейшей составной частью работы по развитию связной речи является обучение рассказыванию. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей пятого года жизни рассказам по восприятию (описание игрушки, растения, картины) и пересказу.
Наши данные свидетельствуют о том, что пересказывают дети легче и охотнее, чем составляют описательные рассказы по восприятию, причем при правильном подборе произведения, они одинаково легко и охотно пересказывают как сказки так и рассказы.
Однако возникает такой вопрос. Если дети легче пересказывают, чем составляют описательные рассказы, не следует ли вначале обучать их только пересказу? В результате исследования, проверенных на практике, автором установлено, что наибольшие успехи достигаются при параллельном обучении детей тому и другому виду рассказывания (четче восприятие текста предмета или его изображения, последовательнее и длиннее – 1,5 -2 фразы- рассказ, богаче словарь, эмоциональнее речь). Однако при самостоятельном рассказывании дети, как правило, допускают неточности в описании, существенные пропуски, в результате чего воспитателю приходится исправлять их ответы, что-то подсказывать, помогая сделать рассказ полнее и содержательнее. Ребенку закончившему рассказывать, иногда следует предложить помощь. Желательно, чтобы затем он повторил свой рассказ еще раз.
В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательнее первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказок дополнении не превышало 3-х фраз, иначе ребенок не запомнит их. Для рассматривания и рассказывания рекомендованы картины из серий:
-«Наша Таня»;
- «Мы играем»;
- «Домашние животные»;
Картины просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов, их окружающих невелико (1-3). Это позволяет ребенку вычленить и охарактеризовать главное, установить связи между предметами, понять (при соответствующем объяснении взрослого) намерения и мотивы действий персонажа, его отношение к окружающему.
Образец- ведущий прием обучения рассказыванию по картине. В методической литературе не определены четкие требования к его построению и объему. Наблюдения показали, что четырехлетние дети легче и охотнее ориентируются на такой образец, в котором одно другое поясняет, одно из другого вытекает, причем главным в содержании рассказа является действие и переживания персонажа: («На улице морозно, но Танюше не холодно, так как на ней теплое пальто»).
Рассказ воспитателя может состоять из 7-10 предложений. Он должен отражать конкретное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным.
Первые самостоятельные рассказы детей состоят из 2-3 предложений. В одних случаях попытка ориентируясь на образец ,передать главное («У черной собаки два щенка, один лежит около собаки, а другой стоит около собаки»).
Многие рассказы вообще могут быть далекими от образца, не характеризующими суть картины. Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают очень легко. Рассказы дошкольников становятся значительно лучше, если взрослый сообщает им название картины. В этом случае даже трехлетние дети относительно содержательно рассказывают о том, что они видят, а дошкольники четырех-пяти лет дают развернутое описание.
Самую большую группу составляют вопросы, требующие ответов-размышлений, доказательств. Они заставляют ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы, строить предположения. Педагогу следует учиться вдумчиво, с доверием относиться к поискам детей. Тогда в процессе беседы, и в самостоятельных рассказах они будут охотнее делиться своими впечатлениями и догадками. Если при рассматривании картины дети были активными, а их суждения логичными и доказательными, предлагать образец рассказа не нужно. Нецелесообразно также воспитателю давать описание самого трудного фрагмента картины. Рассматривая с детьми картину, педагог должен так сгруппировать свои вопросы, чтобы при ответе у ребенка получился законченный рассказ по одному из фрагментов. Занятие целесообразно заканчивать рассказом воспитателя, который составляется накануне.