11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Формы работы с детьми второй младшей группе по развитию речи.

Воспитатель: Латова С.С.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно, последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и с другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Развитие речи детей является одной из важнейших задач воспитания в нашем детском саду, а значит эта задача стоит и перед нами, воспитателями. Мы знаем, что большое значение для развития речи детей имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок. Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая среда, созданная в группе - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В первую очередь выполнение режимного дня, что способствует хорошему, физическому здоровью. Со здоровым ребёнком, находящимся в бодром и радостном состоянии легче установить общение, он активен, восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объёме проявляются речевые реакции.
В первые годы жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моментах, совместной игре и в организованной деятельности. Развитие речи в НОД проводится в нашей группе только один раз в неделю. Ясно, что это недостаточно для развития детей. Поэтому развитию речи детей мы уделяем внимание во всех видах образовательной деятельности.
Одним из наглядных методов развития речи детей является наблюдение. Мы планируем два наблюдения в день: утром и вечером. Но наблюдения могут быть и спонтанными. Например, увидели живую кошку или собаку. Проехал мимо автомобиль, КАМАЗ. В процессе наблюдения за живыми объектами уточняем уже имеющиеся представления о них, знакомим с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказываем, как и что они едят. При встрече с живыми объектами дети внимательно слушают, эмоционально реагируют, произносят разные слова. В ходе наблюдений задаём детям вопросы, в случае затруднений дополняем ответы детей. Природа – богатейший источник восприятий. Сколько живых ярких образов заполняют сознание ребёнка, сколько новыми словами обогащается лексикон. Всё это бесконечно нравится детям, всё это влечёт и радует, дети хотят видеть, знать: Что это? Почему? Как называется? Ум ребёнка приводится в непосредственное соприкосновение с объектами природы в сознание, возникают образы, разгораются чувства, которые превращаются в слова. Во время наблюдений для более эмоционального восприятия читаем стихи детям о природе, о явлениях природы, о деревьях, о временах года. Чтобы довести восприятие детей до полноты и ясности, мы периодически повторяем наблюдения.
Наилучшим методическим приёмом для приведения мыслей и речи детей в порядок, для систематизации их знаний и представлений является беседа. Беседы мы проводим каждый день, не более 10-15 минут, темы самые разнообразные: о труде людей, о транспорте, о природе, о явлении жизни, о безопасности детей и другие. Стараемся беседы проводить интересно, с опорой на наглядный материал. Важный показатель активного участия детей в беседах: их вопросы. Очень часто приходится отвечать на стихийно возникающие у детей вопросы, поэтому надо быть всегда готовым к этим вопросам. Приучаем детей к ответам не только фразой или словом, но и к развернутым высказываниям.
Развиваем речь и в подвижных играх, на которых закрепляются разные восприятия детей. Особенно эффективны в интересах развития речи детей игры, сопровождаемые литературным текстом или песней. «Лохматый пес», «Гуси-гуси», «Кот и мышка», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» в эти игры дети играют у нас каждый день.
Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка: структуры речи, её характерные особенности дети не принимают от лиц, с которыми они находятся в речевом общении. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Ребёнок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателями, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поскольку ребёнок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь не «съедая» окончаний. Мы понимаем, какая ответственность возлагается на нас, поэтому предъявляем к своей собственности речи определённые требования.