11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            



Чистоговорка - средство формирования звуковой культуры речи

Гаврюшенко А.Н., воспитатель

Развитие речи – важный аспект в жизни растущего ребенка. От уровня речевого развития зависит и интеллектуальное развитие ребенка. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.
Особенно хочется выделить чистоговорки, как средство формирования звуковой культуры речи. Чистоговорки полезны для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе, а также дифференциации и выработки отчетливой и внятной речи, умение говорить в различном темпе и с различным интонациями. Ребенку должно быть интересно и весело, тогда данные навыки будут развиваться быстрее.
А так же чистоговорки используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Вы, наверное, замечали, как не-легко малышу правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы, и зубы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т.е. автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим. Например, малышу плохо дается твердый звук “с”. Составим список слогов с этим звуком и сочиним вот такие стишки-чистоговорки:
Су-су-су – в лесу нашли лису.
Са-са-са – вот бежит лиса.
Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы.
Со-со-со – катилось колесо.
Чаще повторяйте с малышом те чистоговорки, в которых есть сложные звуки. Важно, что бы малыш старался правильно их воспроизводить, четко произносил слова и слоги. Попросите кроху рассказать стишок громко, затем тише, а потом и вовсе шепотом, проговаривая слова вам на ушко или на ухо плюшевому другу-медведю. Чистоговорки можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите чистоговорку, “забыв” закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в дороге или в долгой очереди. Вот еще примеры чистоговорок:
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – зайку моем мы в тазу.
От-от-от – мурлычет рыжий кот.
Ча-ча-ча – мы были у врача.
Ра-ра-ра – дождь идет с утра.
Ри-ри-ри – в окна посмотри.
Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа.
Цо-цо-цо – вымыли лицо
Ом-ом-ом – мы построим дом.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Чи-чи-чи - мы любим калачи
Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует достаточно способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам - уметь разговаривать с ребенком даже во время домашней уборки. 3-4-летнего малыша родители уже понимают (в смысле произношения ребенком слов и предложений, какая же мама не поймет, о чем ей толкует чадо.) Однако в этом возрасте ребенок еще не может четко выговаривать отдельные звуки. Дикцию (это как раз четкое произношение слов и отдельных их частей) можно отработать с помощью чистоговорок - таких потешек, акцентированных на конкретные звуки и слоги. Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз, вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма. Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Приемы работы с чистоговорками
1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ
Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.
2. СКАЖИ КАК....
Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса
Пример. Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает маску или куклу (например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.
3. СКАЖИ ТИХО - ГРОМКО
Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.
Пример. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.
4. СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО
Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.
Пример. Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.
5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
Пример 1. Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ - большой фишкой: са-са - идет ЛИСА
Пример 2. Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
Взрослый: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Ребенок: Са-са - ИДЕТ лиса
Пример 3. Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ
Цель: учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога.
Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувство ритма.
Пример. Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.
Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими.
Пример 2. Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать
7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ ... СЛОГОВ
Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.
Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить слова на слоги.
Пример 1. Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки.
Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.
Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.
Пример 2. Ребенок самостоятельно делит названия предложенных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками.
Пример 3. Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опоры (без фишек).
8. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)
Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи.
Пример 1. Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее: ла-ла - острая пила.
Взрослый: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки.
Ребенок: Ла-ла.
Взрослый: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла
Дальше, какое слово? Ребенок: Острая.
Если ребенок ошибся, уточнить:
- слова «ост» нет, а слово "острая» есть;
- «острая пила» - это два слова. Какое из них первое?
Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистоговорку с опорой на выложенные фишки.
Привер 2. Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.
9. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ
Цель: учить ребенка делить слова на слоги.
Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова на слоги.
Пример 1. Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.