11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Консультация для родителей

«Знакомство дошкольников с творчеством И. И. Шишкина».

(Старшая группа).

Подготовила Вдовина И. А.

Знакомство детей старшей группы с живописью можно начать с творчества И. И. Шишкина. Картины этого замечательного художника поражают правдивостью изображения, широтой и величавостью изображения, широтой и величавостью образов, естественной и ненавязчивой простотой. Поэзия картин И. И. Шишкина сродни плавной и широкой мелодии народной песни. Любовь художника к родной земле, к русской природе придала его искусству, силу, завоевало его популярность его полотнам. Для знакомства дошкольников с творчеством И. И. Шишкина целесообразно выбрать три, четыре картины, различные по настроению, художественному решению.

1. Тема: Знакомство с творчеством художника — пейзажиста И. И. Шишкина.
Цель. Заинтересовать детей пейзажной живописью. Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И. И. Шишкина. Развивать воображение, фантазию.
Материал.
Репродукции картин И. И. Шишкина: “Среди долины ровныя. ”, “Цветы на опушке леса”, “Утро в сосновом лесу", “Лесная глушь”, “Лесные дали”, “Перед грозой”, “Рожь”, “Корабельная роща”, “Сосновый бор";
И. Н. Крамской “Портрет И. И. Шишкина” (репродукция) .
Предварительная работа.
Провожу чтение русских народных и авторской сказок: “Царевна - лягушка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Летучий корабль”; Д. Мамин - Сибиряк “Сказка про храброго зайца Длинные Уши - Косые Гпаза - Короткий Хвост”.
Ход од.
Подготавливаю репродукцию картин и приглашаю детей на занятие.
Сегодня вы познакомитесь с произведениями замечательного русского художника - пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина
Его папа хотел, чтобы сын стал ученым, а мама видела маленького Ваню купцом, торговым человеком. Но Ванечка (Так ласково звал его отец) больше всего любил рисовать.
Жила семья Шишкиных в небольшом городе Елабуге, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. Отец и братья любили охотиться и Ивана научили стрелять без промаха, но мальчик не любил охоту. Всегда словно слышит Ванюша, как кричит падающая птица, как стонет раненый зверь. Да и дереву ведь больно, если ломают его ветки.
Деревья для мальчика были такими же живыми существами, как звери и люди.
Однажды брат Николай с торговцем Соломатиным отправились смотреть посевы пшеницы. Возле поля на пригорке стоял дуб - громадина. Все деревья готовились одеться молодой листвой. А он, пустой и корявый, мертво возвышался над полем. Погиб, видно, дуб - то, говорит Соломатин. Пилить надо.
Ванюша бегом пересек поле, вскарабкался на низкие пологие ветви, скользнул вверх легко, как обезьянка, сорвал крохотный сучок где - то в середине дерева и стал рассматривать бледное, зелено - желтое тело дуба под карою. Он живой, он не погиб! - закричал Ванюша. - У него и почки есть, только еще маленькие.
Он называл полюбившиеся сосны человеческими именами и очень скучал по ним в Москве, куда был отправлен учиться. По дороге на занятия Иван забегал поздороваться с любимыми деревьями: липой красавицей, старым дубом.
Оказавшись за границей, Иван тосковал по России, по русским лесам. Ему казалось, что даже деревья говорят здесь на чужом языке.
Всю жизнь он восхищался природой и в своих произведениях стремился передать ее красоту. Особенно он любил хвойные и дубовые леса. Друзья называли его повелителем леса.
Вопросы к детям.
Почему Иван Шишкин так любил деревья?
Как вы думаете, деревья умеют разговаривать?
О чем могут рассказать деревья?
Показываю репродукцию картины «Среди долины ровныя. ». Зачитываю строки из баллады А. Мерзлякова:
Среди долины ровныя На гладкой высоте Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте.
- Давайте подойдем к могучему дубу, раскинувшему во все стороны кудрявые густые ветви. Что мы сможем там увидеть?
Выслушав ответы детей, я читаю вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый. ».
- А может быть, это дуб из сказки «Царевна - лягушка» и на его ветвях висит сундук, в котором смерть Кащеева?
Выставляю репродукцию картины «Цветы на опушке леса».
Вопросы к детям.
- Кого мы можем встретить на лесной поляне? Вы помните сказку Д. Мамина - Сибиряка про храброго зайца Длинные Уши - Косые глаза - Короткий Хвост? Наверное, на такой поляне среди душистых белых цветов и ароматных трав расположилось заячье семейство, чтобы послушать Зайца. А из - за деревьев вот - вот покажется голодный, вышедший из лесной чащи Волк. Попрячутся зайчишки в густой траве. Все, кроме храброго Зайца.
Рассматриваем с детьми репродукцию картины «Утро в сосновом лесу». Дети вспоминают сказки, где персонажами являются медведи, а я зачитываю фрагмент из биографии И. И. Шишкина:
«В ту теплую осень долго стояла сухота. Уж и сентябрь кончается, а леса стоят золотые, сухая листва

устилает поляны.
Ване исполнилось прошлой зимой девять лет, а на вид можно дать и побольше. Отрок уже, не ребенок, - рослый, плечистый, сильный. В тот памятный день сидел Ванюша возле родника и, отставив в сторону полное грибов лукошко, писал акварельными красками. Потому и полюбил он тут рисовать, что вода рядом. Принесешь в горсти немного, сольешь немного белого камня, как в чашку, да и мой себе кисточку, собирай цвет, какого нет в красках, зато видишь в природе.
Ванюша поднял голову от тетради, когда перед лицом его показались большущие разбитые сапоги.
Ты кто таков? - спросил пришедший.
- Иван Шишкин из Елабуги, Ивана Васильевича сын, а ты кто?
- Шевердяев Семен Петрович, хожу к вам из Вятки - «пешая почта».А ну - ка, погляжу, кажется, есть в моей сумке что - то для Шишкина в Елабугу. Да, три письма ему. И только ему одному. Так я их тебе отдам, а в Елабугу не пойду. Далеко ведь.
Семен Петрович расположился возле Вани. Ели они хлеб с луком, когда на поляне появился небольшой медведь, пушистый, коричневый, с янтарными глазами. Ваня давно слышал, как он шел, и ждал с нетерпением, когда увидит его. Страху в нем не было нисколечко.
А Семен Петрович, мало понимавший в лесном шуме, оторопел, когда увидел мишку - пестуна, шарившего лапой в голом малиннике и, за неимением лучшего, обиравшего последние ягодки толокнянки. Двое малышей появились вслед за первым медведем, пофыркивая от холодной воды родника.
Ванюша быстро мешал тонкой кисточкой краски - желтую с темно - коричневой и бордовой, готовился пестуна зарисовать
- Что ты, что ты! - зашептал Семен Петрович. - Пусть уходит.
- Мишенька, друг, подойди ко мне! - громко и ясно сказал Иван. И старший медвежонок, словно понимая, приблизился к людям. От испуга Семен Петрович упал на землю. Ванюша, пожалев почтальона, снова обратился к медвежатам.
- Ладно уж, уходите. Боится он вас. »
Семейство медведей облюбовало для жилья лесную чащу. А кто из лесных обитателей поселится в лесной глуши? (Выставляю репродукцию картины «Лесная глушь». Дети рассматривают, высказываются.)
В таком мрачном месте даже волкам и медведям будет неуютно жить. А вот баба - яга, леший и кикимора здесь, наверное, встречаются. Отправимся в лесную глушь или пойдем обратно? (Ответы детей.)
Вышли мы из леса. Вдруг потемнело небо, подул сильный ветер. Начинается гроза. (Репродукция картины «Перед грозой».)
Вопросы к детям.
- Куда вы побежите: вперед или назад? Почему?
- Что вас больше всего пугает (или что вам не нравится) на картине? Почему?
Отшумела летняя гроза. И вот опять светит солнце. Жарко. (Показываю репродукцию картины «Рожь».) Легкий ветерок чуть колышет золотые колосья ржи. Кто - то скрылся за поворотом. Вы не успели разглядеть? (Ответы детей.) Вы не видите на тропинке следы копытцев? Наверное, это сестрица Аленушка и братец Иванушка, превратившийся в козленочка, идут - бредут неведомо куда. Печально смотрят на них сосны - великаны, жалко им детей, но помочь они им не в силах.
Сосен становится все больше, и вот мы уже в сосновой роще. Вы чувствуете запах хвои? (Фрагмент картины «Корабельная роща».)
Вопросы к детям.
- Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Что бы вы оттуда могли увидеть?
- Почему роща названа «корабельной»? (Ответы детей.)
- Может быть, сюда пришел добрый молодец, решивший построить летучий корабль? (Дети вспоминают сказку «Летучий корабль».)
- Хотели бы вы попутешествовать на таком корабле? Куда бы вы отправились? Что бы увидели?
Показываю репродукцию картины «Сосновый бор».
- Рассмотрите картину и скажите: где в лесу можно погреться на солнце, где спрятаться в тени? Хотите побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням: какие они - холодные или теплые?
Иван Николаевич Крамской - а он не только великий живописец, в частности портретист, но и тончайший ценитель искусства, - так описывает «Сосновый бор» И. Шишкина в письме к художнику Федору Васильеву: «. Лес глухой и ручей с железистой, темно - желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями. На левой стороне - большая, упирающаяся в раму сосна, березка - и за ними глушь. Внизу. - коряга, мхи и папоротники. Направо, по пригорку - сосновый лес, уходящий влево. Под соснами, на пригорке, - два медведя, один очень умильно поглядывает на улей, другой похаживает около. Направо, на пригорке - сломанное дерево с вывороченным корнем. Все освещено солнцем. Голубое небо с белыми облачками. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид: здоровая, крепкая и. колоритная. Всего лучше вода и вся правая сторона, и что удивительно - небо, действительно светлое легкое небо. Лучшей вещи он не писал».
В заключении занятия я предлагаю детям назвать наиболее понравившийся пейзаж И. Шишкина и объяснить свой выбор.

2. Тема: Знакомство детей с картиной И. И. Шишкина
«Утро в сосновом лесу»
Задачи. Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина. Учить их воспринимать художественное произведение. Формировать представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картины.
Оборудование: репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом лесу»; магнитофонная запись птичьих голосов, музыки.
Ход Од:
Воспитатель: Посмотрите, дети, на эту картину. Что художник изобразил на ней ? (Дети высказывается.) -А сейчас послушайте птичьи голоса, (включает магнитофонную запись). Мы попали в уголок старого дремучего леса. Со всех сторон маленькую полянку окружают огромные сосны. Их вершины уходят высоко в небо. Старая сосна сломалась и рухнула. Ее мощные корни, заросшие мхом, вырваны из земли. Еще не рассеялся утренний туман, похожий на нежное белое облако, но м солнце уже взошло. Его золотое сиянье окрасило верхушки сосен. Лес просыпается. Поет радостную песню солнцу многоголосый, птичий хор. Вылезла из берлоги медвежья семья. Затеяли игры малые медвежата! Им хорошо и спокойно в этом глухом уголке леса. Все радуются теплому летнему утру: старые сосны, трава, лесные жители. Картина создает радостное, спокойное настроение. Написал ее замечательный русский художник И. И. Шишкин.
Воспитатель задаст детям вопросы, и они отвечают.
— Как называется эта картина?
—Художник назвал ее «Утро в сосновом лесу».
—Почему вы думаете, что художник изобразил утро?
—Какой лес нарисован на картине?
—Почему картина создает радостное настроение?
—Как вы думаете, что хотел рассказать нам художник?

3. Тема: Знакомство детей с картиной И. И. Шишкина «Зима».

Задачи: Развивать у детей художественное восприятие произведения изобразительного искусства, учить их эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведения. Продолжать формировать у ребят представление о выразительных средствах, используемых художником для создания картины. Учить выражать свои впечатления как в высказываниях при обсуждении, так и в рисунках. Воспитывать художественный вкус.
Оборудование: Репродукция картины И.И Шишкина «Зима», магнитофонная запись со спокойной музыкой, листы бумаги, краски.
Предварительная работа: Чтение стихотворений, созвучных картине.
Ход од.

Ребята, посмотрите в окно. Как много интересного можно там увидеть. Вот вспорхнула птичка, а там дальше играют котята. Посмотрите, как радостно собачка виляет хвостиком. Видно у нее спокойно, хорошо на душе. А теперь поднимите глаза на солнышко. Даже зимой оно ярко сияет и согревает нас своим теплом. Давайте улыбнемся солнышку, а теперь улыбнемся друг другу! Какие вы все стали красивые! Вот что может сделать солнышко и улыбка
- Дети, посмотрите на картину. Эту картину написал замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Иван Иванович с детства любил родную природу. В этом произведении он изобразил русскую зиму.


Пришла, рассыпалась,
Клоками повисла
На суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
(А.С. Пушкин)

- Художник нарисовал могучие деревья в дремучем лесу, укрытые белым пушистым снегом. От картины веет покоем, тишиной. Вдали розовеет утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок дремучего леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. Деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым большим пуховым покрывалом. Рядом со старыми елями стоят маленькие елочки в белых зимних шубах.

Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна…
(С.А. Есенин)

Не поет одинокая птица, которую художник изобразил на ветке могучей ели. Она словно боится нарушить величественный сон природы (звучит спокойная музыка, дети 2-3 минуты молча рассматривают картину).
Вопросы:
- Как вы думаете, о чем нам хотел рассказать художник?
- Какой лес изображен на картине?
- Как вы догадались, что лес старый?
- Как художник изобразил зиму?
- Как художнику удалось передать состояние покоя?
- Как бы ы назвали эту картину
- Верно, художник ее назвал «Зима». Мы смотрим на картину и будто слышим слова Ивана Ивановича Шишкина: «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!»
(играет спокойная музыка)
Воспитатель предлагает детям нарисовать зиму.
В конце занятия рисунки вывешиваются на доске. Дети любуются своими работами.