11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Подготовила Вдовина И. А.
Сказка – один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От других видов художественной литературы сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказки связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов" - говорится в Большой Советской Энциклопедии.
Имена персонажей русских народных сказок известны нашим читателям с детства и символизируют определенные архетипы, приобретая помимо собственных значений значения нарицательные.
Русские народные сказки, как и сказки других народов, характеризуются достаточно малым набором главных героев и наличием достаточно прочной схемы построения, а также , как и былина, наличием большого количества постоянных эпитетов.
Как схема построения, так и многие стандартные речевые обороты помогают рассказчику воссоздавать сказку.
Часто в начале следует присказка – коротенький смешной, часто абсурдный рассказик, прибаутка, не имеющая прямого отношения к сюжету. Она служит для введения слушателя в атмосферу сказки, настройки его на необходимую "волну" восприятия: "Это только присказка, а сказка впереди..." начинается сказка с зачина - "В некотором царстве, в некотором государстве", "Жили-были"… Для разбития сказки на логические отрывки используются и другие присказки: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Завершает сказку традиционный "пир на весь мир" традиционная же концовка: "И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало" или "И стали они жить-поживать, добра наживать...". Вариантов присказок, зачинов и концовок достаточно, чтобы сказитель смог выбрать из них наиболее подходящий к ситуации.
Помимо характерных оборотов, используются стандартные схемы структуризации рассказа: так, например, используется прием троекратного повторения: большинство событий происходит последовательно в трех вариантах, и эмфаза нарастете градуировано.
Построение сказки, таким образом, получается хорошо организованным и легко запоминающимся.
Слова "сказка" – более позднего происхождения, чем само явление сказки: в разговорном русском языке оно активно стало использоваться только в ХVII веке. До этого было другое - "басень" (от слова "баяти" - говорить, откуда пошли "бахарь", "баюн"- рассказчик, сказочник). Слово же "сказка" содержит и указание на акт повествования (древнерусское слово "казати" значит "совершать рассказывание", то есть говорить), и указание на оформление акта говорения; приставка "с" обозначает завершение действия.
Первые русские сказки зафиксированы в русских летописях. Это сказки "О Белгородском киселе", "О Никите Кожемяке," "О княгине Ольге".
Первые записи русских сказок сделал иностранец - врач при дворе Ивана Грозного, а самое большое русское собрание сочинений сказок принадлежит А.Н. Афанасьеву, изданное в 50-60 годах прошлого века.

Обычно выделяют сказки:
- О животных.
- Волшебные.
- Авантюрные.
- Бытовые.
- Докучные.
1. Сказки о животных, по мнению филологов, развились из первых тотемных представлений о животных. Наиболее популярны в русском народе сказки о Волке и Лисе. Оригинальны, не повторяются в других сказках мира "Колобок", "Журавль и лиса", "Кот, петух и лиса", "Лубяная и ледяная хатка", "Журавль и цапля", "Медведь - липовая нога".
Одна из основных художественных особенностей этого вида сказки - олицетворение, когда то или иное животное наделяется определенными человеческими качествами: лиса – хитрая, медведь – жадный, заяц - трусливый. По композиции это самые простые сказки, как правило, описывающие анекдотический случай. По сути, в этих сказках животные обозначают людей, и ничего волшебного, в таком случае, в них нет.
2. Волшебные же сказки отличает наличие определенных магических возможностей у предметов (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы) или людей (танцы Василисы премудрой, после которых образуются озера и лебеди из остатков вина и еды), а так же самих необычных существ: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Царевны-Лягушки.
3. Авантюрные сказки - о ловких похождениях героев. Главное событие препятствие и его преодоление (с помощью хитрости, обмана, ловкости, изворотливости ума.). Они похожи на волшебные сказки, но более заземлены: нет "тридевятого царства", есть реальное, с царевной, на которой надо бы жениться; жена, выручающая глупого мужа и так далее. Тема этих сказок - судьба, которую человек может перехитрить и обернуть себе на пользу.
4. Бытовые сказки (их называют еще и сатирическими), рассказывают о смешных историях из жизни людей. В них главное действующее лицо не сам персонаж, а его порок - лень, глупость, злость, алчность, болтливость, пьянство, который каким-либо образом наказывается или приводит к отрицательным последствиям. По жанру - это анекдот со всеми из него вытекающими художественными особенностями.
5. Докучные сказки – это жанр пародии на сказки традиционные, они часто бывают полные забавного абсурда и вызывают смех.
Стилистика сказок во многом напоминает былины: троичная композиция (зачин, средина, концовка), те же метафоры и сравнения, та же гипербола. Некоторые былины напоминают сказки, например, былины о Садко, Дунае, Илье Муромце и прочих, а некоторые сказки берут свое начало в былинах.
«Если Вы хотите, чтобы Ваши дети были умны — читайте им сказки! Если Вы хотите, чтобы они были очень умны — «читайте им... много сказок!»
Сам Эйнштейн не объяснял почему, но эксперты и психологи объясняют пользу сказок следующим:
• сказки и сказочные истории учат детей справляться с проблемами
• они развивают эмоциональную устойчивость
• сказки учат красивому и богатому языку, а также культурной грамотности
• стирают межкультурные границы
• развивают воображение ребенка
• дают возможности обучать детей навыкам критического мышления
• преподают уроки нравственности
Это очевидные вещи, но подавляющее большинство игнорирует совет гения науки...
Несколько лет назад был проведен опрос 10 000 родителей России на тему «Читают ли они детям сказки?». Выяснилось следующее:
• Лишь 25% участников опроса читают своему ребенку 2-3 раза в неделю.
• В 13% семей детям читают несколько раз в месяц.
• Остальные 62% читают реже или вообще не читают.