11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети интернет

«Такие разные звуки»5-6 лет

Дьячкова О.А. музыкальный руководитель СП «Детский сад 17» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино Самарской области

Наш маршрут посвящён знакомству с шумами, музыкальными и неречевыми звуками. Откуда берутся звуки и почему они такие разные? Пусть наши дети активно познают окружающий их звучащий мир и наслаждаются им.

Шаг 1 Знакомство со звуками. Звуки-шумы.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной...

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук! (Андрей Усачев)

На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип двери, стук молотка, визжание тормозов, шуршание бумаги, бой часов. Это Звуки-шумы. 

https://wav-library.net/industrial производственные шумы

http://download-sounds.ru/bytovye/ бытовые шумы

Чтобы познакомиться со звуками-шумами, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг.  Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы.

Подвигайтесь вместе с ребёнком, хлопая, топая и прыгая, желательно громко

https://www.youtube.com/watch?v=84U7Xp22qIk

Спросите ребёнка:

Что мы сейчас делали? (Топали, хлопали, шумели).

Как можно назвать такие звуки? (Шумы). Совершенно верно.

Предложите ребёнку поиграть.

Игра «Отгадай шумы» (ребёнок закрывают глаза, мама издает шумы - шум мятой бумаги, стук карандаша, шум пакет, шум двери, хлопок. )

Шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите?

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12193667145020997667

Все эти звуки природы – ШУМОВЫЕ.

Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит? 

https://ru357.iplayer.info/q/ HYPERLINK "https://ru357.iplayer.info/q/дождь+классика/" HYPERLINK "https://ru357.iplayer.info/q/ HYPERLINK "https://ru357.iplayer.info/q/дождь+классика/"дождь+классика/" HYPERLINK "https://ru357.iplayer.info/q/дождь+классика/"дождь+классика/

Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.

Предложите ребёнку поиграть в онлайн-игру "Звуковой калейдоскоп" Определи: природой или человеком создан звук?

https://learningapps.org/4023170

Шаг 2 Как рождается звук?

Для начала нам нужно выяснить, почему всё звучит?

Проведите с детьми опыт   «Почему всё звучит?»

Ход опыта: рассматриваем металлическую или деревянную линейку и выясняем, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, то она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргаем – возникает звук. Выясняем, что в это время происходит с линейкой (она дрожит, колеблется). Это дрожание или колебание называется вибрацией.  Рукой останавливаем дрожание и уточняем, продолжается ли звук (он прекращается) 

А теперь посмотрите, как такой же опыт проводят Фиксики

https://www.youtube.com/watch?v=Uk_pyEkgIMI

Так же, как и линейка, дрожит (или вибрирует) струна на гитаре или другом инструменте. Так рождается звук.

https://www.youtube.com/watch?v=mfArNffIG3Y

Шаг 3 Звук, шум и музыка

Прочитайте стихотворениеЕ. Королевой о разных звуках.

Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.

Гул машины во дворе
Лай собаки в конуре
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки… (пусть ребёнок сам назовёт)             шумовые.

Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки -
Музыкальные есть звуки

Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются МУЗЫКАЛЬНЫМИ.

Поиграйте! Онлайн-игра "Отнеси звуки к шумовым или музыкальным"

https://learningapps.org/4165972

К музыкальным  звукам относится и пение человека. Полпевайте!

https://ru357.iplayer.info/song/25286109/Hikitiny_-_VSE_KOZLYATA_LYUBYAT_PET_Skazka_o_pesenke/

Спойте русскую народную попевку «Скок, скок, поскок» и выясните, получится ли она, если её просто постучать кубиками.  (Нет) 

Спросите: как назвать то, что получится? (Стук, шум) 

А если мы услышим это на музыкальном инструменте, то мы услышим музыкальный звук.

А кубиками можно подыграть. Получится очень интересно, если играть пульс – равномерные, одинаковые удары или ритмический рисунок. Объясните, что Ритмический рисунок - в музыке – это последовательность длительностей звуков, на одной высоте. Ритмический рисунок является одним из компонентов мелодии.

Поиграйте с ребёнком на кубиках сначала пульс, а потом ритмический рисунок.

https://inkompmusic.ru/?song= HYPERLINK "https://inkompmusic.ru/?song=Детский+фольклор+–+Скок-поскок"Детский+фольклор+ HYPERLINK "https://inkompmusic.ru/?song=Детский+фольклор+–+Скок-поскок"– HYPERLINK "https://inkompmusic.ru/?song=Детский+фольклор+–+Скок-поскок"+Скок-поскок" HYPERLINK "https://inkompmusic.ru/?song=Детский+фольклор+–+Скок-поскок"Детский+фольклор

Попросите посчитать, сколько на картинке музыкальных звуков, а сколько шумовых?

http://www.muz-urok.ru/zvuki_muzikalnyi_shumy.htm

Уверены, что ваш ребёнок знает очень много музыкальных инструментов.

Предложите ему вспомнить и назвать их.

А сейчас игра «Угадай инструмент»

https://www.youtube.com/watch?v=DRJBlkuyvpE      

После игры обсудите с ребёнком, на каких инструментах получится только пульс или ритм, а на каких можно играть музыку?

Шаг 4 Бывает ли ритмическим целый оркестр?

Если собрать много ребят и дать им в руки шумовые инструменты, то получится целый оркестр. Главное играть вместе и слаженно.

Но сначала отгадайте загадки про русские народные шумовые инструменты

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/25/zagadki-ob-instrumentah-ansamblya-lozhkarey

Рассмотрите с ребёнком картинки с различными русскими народными шумовыми инструментами

http://www.luchiksveta.ru/en_muzika.php

Все музыканты играют по нотам, для музыкантов ритмического оркестра расписаны ритмические партитуры, вы можете нарисовать их сами, но сначала посмотрите

картинки с ритмическими формулами для дошкольников

Игровое задание «Нарисуй кружочками». Рисуем (или делаем аппликацию) вместе с ребёнком ритмоформулу для мелодии «Во поле берёза стояла». Заострите внимание на том, что длинные звуки - большие кружочки, а короткие – маленькие.

А сейчас можно сыграть по собственной нотной записи (ложки, погремушки, кубики, трещотки….)

https://ru357.iplayer.info/q/ HYPERLINK "https://ru357.iplayer.info/q/во+поле+береза+стояла+в+исполнении+оркестра+русских+народных+инструментов/"во+поле+береза+стояла+в+исполнении+оркестра+русских+народных+инструментов/

Предлагается онлайн- игра«Маленькой Ёлочке». Учимся играть с использованием ритмоформул

https://detskieradosti.ru/stuff/53-1-0-822

Предложите ребёнку сыграть по уже готовой ритмической партитуре

https://www.youtube.com/watch?v=2eW1FslHlVI   Ритмическая игра «Музыкальный магазин»

А сейчас послушайте игру музыкантов ансамбля ложкарей «Перестуки». Звучит русская народная мелодия «Смоленский гусачок»

https://www.youtube.com/watch?v=gT655PhpXhM

Шаг 5 Звучащие жесты

Спросите, что такое «Жест»? Или пусть покажет «жест»

А знаете, что наше тело – это музыкальный инструмент и жесты могут быть ЗВУЧАЩИМИ.

Попросите показать, какие.

Верно, основные звучащие жесты – это

хлопки (показываю разновидности)

притопы,

шлепки,

щелчки

Предложите звучащими жестами сыграть дразнилку

Речевая игра-дразнилка «Ванька – пырка, растопырок»

Ванька – пырка – растопырок хлопок, 2 хлопка по груди, 3 шлепка по коленям

На рубашке 8 дырок             поочерёдные шлепки по бёдрам, притоп

На штанах страшна прореха повторить ритмоформулу жестами

Всё у Ванюшки для смеха,

У всей деревне на смеху   повторить ритмоформулу жестами

Рвана шуба на меху.

Спросите, что такое прореха? (дырка) Да, так говорили в старину. Понятно, правда?

А сейчас, берите палочки или ложки. Их нужно взять за черпаки, чтобы можно было стучать палочками. И поиграем

https://www.youtube.com/watch?v=tW9TsvxciJE «Скачут, скачут лошадки»

Шаг 6 Семейный шумовой оркестр.

Конечно, в каких-то семьях есть профессиональные музыканты или музыканты любители. Они, естественно, умеют играть на инструментах мелодию.

Но если в семье таких нет, ритмические партии могут играть все. Ведь каждый в душе – музыкант.

Можно взять в руки, всё, что звучит. Можно изготовить инструменты своими руками

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fsadvokrug.ru%2Fmuzykalnye-instrumenty-svoimi-rukami

Распределите инструменты. У кого-то будут бубны (или что-то вместо них), у кого-то деревянные ложки (или металлические), кто-то возьмёт колокольчики (можно погремушки)

Ритмическая игра «Добрый мастер»

https://www.youtube.com/watch?v=yOPDUOR_yx4

Шаг 7 Интересно? Продолжайте!

Если дети интересуются этой темой, изучайте её самостоятельно.

Послушайте аудиоэнциклопедию с Чевойстиком и профессором Кузей

https://www.youtube.com/watch?v=tkcsf_Vmo4Q  

Поиграйте в игры

https://detskieradosti.ru/stuff/21-1-0-1352 онлайн- игра Репетиция оркестра

Посмотрите мультики

https://www.youtube.com/watch?v=6xhjY6f94QE

А, главное, разговаривайте с ребенком на интересующие их темы, играйте вместе с ним и продолжайте открывать вместе музыкальный мир!