Ирина Александровна Вдовина
СП «Детский сад №17»ГБОУ СОШ «ОЦ» им. Е.М.Зеленова
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
- познакомить с историей русского народного промысла Полхово-Майдановской матрёшки (Познавательное развитие);
- формировать умение рассказывать о своих любимых игрушках, назначении различных предметов, воспитывать целостное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам (Социально-коммуникативное развитие);
- воспитывать интерес к аппликации из салфеток (декупаж), закрепить приемы обрывания и наклеивания на силуэт (Художественно-эстетическое развитие);
- совершенствовать речевое общение со взрослыми и детьми, активизировать словарь (Речевое развитие).
Словарь: народные умельцы - мастера, полхово-майдановский орнамент, цветочный принт , растительный узор, декупаж.
Предварительная работа: знакомство с народными ремеслами, беседа о сувенирной матрешке, просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением матрешек.
Материалы и оборудование: набор игрушек, поднос с матрешками, силуэтные матрешки из цветного картона, набор салфеток, клей , кисть, тканевые салфетки, образцы узоров и орнаментов.
Ход Од.
1.Вступительная беседа.
Воспитатель предлагает детям осмотреться в группе, рассказать какие игрушки, есть в игровых уголках, во что с ними играют, чему с их помощью можно научиться.
Воспитатель обращает внимание на поднос с укрытыми игрушками. Читает детям отрывок из стихотворения С. Михалкова «Магазин игрушек»
Лежали на полке, стояли на полке
слоны и собаки, верблюды и волки,
пушистые кошки, губные гармошки,
и утки, и дудки, и куклы…
Дети (хором): матрёшки!
Воспитатель.
- К нам в гости пришли Полхово-майдановские матрёшки, которые отличаются своей формой, радостным настроением и ярким живым колоритом, выполненными в духе народного творчества. Основной прием полхово-майдановской росписи - «цветы с наводкой», то есть цветочная роспись очерченная четким контуром. Преобладают цветочные узоры и орнаменты. Давайте вспомним,что такое «Узор» - это рисунок элементы которого могут располагаться без особого строгого порядка.(Показ образцов), а если же элементы узора располагаются в системе, то это – «Орнамент».(Показ образцов).
Сегодня многие мастера создают уникальные, авторские матрешки, индивидуальные по росписи и рисунку. Я предлагаю вам отправиться в художественную мастерскую и попробовать себя в качестве художников – умельцев.Мы поможем мастерам Полхово-Майдана разнообразить цветочный мир матрёшек, украсив их новыми узорами и орнаментами. Для декорирования фартуков мы будем использовать салфетки с цветочным принтом, используя технику работы с бумагой «декупаж», обрывание по контуру и наклеивание на силуэт. Возмите понравившиеся матрёшки, подберите салфетки и подумайте над украшением фартуков.
2.Работа за столами. (Звучит народная мелодия).
Пальчиковая игра «Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, (разжимают кулачки)
Разноцветные одежки . (шевелим пальчиками)
Раз – Матрена, два – Малаша, (загибаем поочередно пальцы)
Мила – три, четыре – Маша, (на правой руке),
Маргарита – это пять (начиная с большого)
Нас нетрудно сосчитать (разжимают кулачки 2 раза).(В.Степанов)
Физминутка
Дуйте в дудки, бейте в ложки (дети имитируют движения)
В гости к нам пришли матрёшки (выполняют ходьбу на месте)
Подружки деревянные (кружатся вокруг себя)
Матрешечки румяные (качают головой, приседают)(В.Берестов)
3.Итог.
Воспитатель. Какие нарядные матрёшки – просто залюбуешься. Фартуки сказочно хороши! Вот они красавицы на стенде стоят, Деткам улыбаются, спасибо за фартуки говорят.
(Детские работы выставляются на выставку).
Список литературы:
1.Н.Н.Алексахин. Матрешки: Методика преподавания росписи матрешки.- М.: Народное образование,2003.
2.Ю.В.Максимов.У истоков мастерства. -М.: Народное образование ,2007.
3.Л.Л.Тимофеева. Познавательное развитие. -М.:Русское слово,2019.
4.И.А.Лыкова. Изобразительное творчество в детском саду.
-М.:ИД «Карапуз»,2016.