11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Жукова Алена Игоревна, СП «Детский сад №17» ГБОУ СОШ им.Е.М.Зеленова п.г.т.Новосемейкино

Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. В специальном лотке можно располагать фигурки, ракушки и любые мелочи как угодно, в любой последовательности, в любом месте подноса с песком. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.
Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я». По мнению психологов и психотерапевтов, создавая произвольный фантастический пейзаж, который выглядит вполне трехмерным, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей всех возрастных категорий. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и башенками из песка.
Метод входит в число самых популярных видов арт - терапии наряду с музыкотерапией, сказкотерапией и изотерапией. Конечно, он применяется не в каждом детсаду как рисование или лепка, но от этого не становится менее эффективным и интересным.
Метод получил широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью песчной терапии можно:
• диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы, а также причины необычного или странного поведения ребенка или подростка;
• снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность;
• помогать ребенку более гармонично развиваться;
• способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера;
• помогать общему развитию, социализации детей;
Заниматься песочной терапией можно в любом возрасте, как только ребенок начинает получать удовольствие от игры в песок. Понятно, что до года малыш не сможет моделировать свои миры в песочнице или лоточке с песком, но вот уже в 2-3 года он будет делать это с удовольствием. Поверьте, даже трудный подросток в свои 14-16 лет не откажется на досуге повозиться с мягким и приятным песком, в который так интересно погружать руки.
Первостепенно метод рекомендуется следующим категориям детей:
• детям, переживающим возрастные кризисы (3 года, 6 -7 лет);
• детям с затрудненным выражением эмоций (замкнутым и скрытным, необщительным);
• детям, страдающим задержкой развития речи;
• слишком активным и впечатлительным детям;
Эффективность и результаты
Действие песочной терапии комплексное.
Во-первых, ребенок трогает песок руками. Это приятно и полезно, ведь мелкие песчинки стимулируют нервные окончания ладоней, подушечек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.
Во-вторых, песок – сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берет рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша или подростка.
Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.
Наиболее ярко эффект от пескотерапии проявляется у детей, которым занятия совмещали с другими методами арт-терапии, например, включали во время занятия классическую музыку, рассказывали одновременно сказку или басню, читали стихи.
Оборудование для занятий
Мы в своей работе используем ящик размером 50Х70Х8 см. Песочница обычно сделана из экологического пластика, внутренние бортики окрашены по периметру в голубой цвет, дно в синий. Песок выбирает желтый или белый, специально предварительно очищенный, мелкой фракции.
А так же есть небольшая емкость для воды, ведь некоторые игры требуют смачивания песка. Также имеются миниатюрные фигурки в виде людей (взрослых, младенцев, стариков), зданий и сооружений, автомобилей, кораблей, животных (как домашних, так и диких). Здесь всегда сочетаются миниатюры, которые вызывают у ребенка симпатию, и фигурки, которые ему неприятны, которых он боится.
Важно, чтобы присутствовали предметы, которые могут в детском понимании представлять «ценность», символизировать найденные клады и богатства, мечты и цели – маленькие шкатулки, сундучки, ракушки, стеклянные «драгоценные» камни. Коллекция дополняется пластиковыми буквами и цифрами, флажками, религиозными символами, камешками и шишками, а также предметами техногенными – болтами и гайками.
Программы игр
Чтобы ребенок мог творить трехмерные миры, взрослые для начала объясняют, что голубой бортик сбоку – это небо, песок – земля, а синее покрытие дна песочницы – вода. Теперь у малыша есть все основные стихии и измерения для создания удивительных композиций, сказок, целых вселенных и планет.
В начале любого занятия ребенок должен сам выбрать себе миниатюрные фигурки, предметы, «клады» и т. д. Чем разнообразнее будет ваша коллекция, тем больше выбора будет у ребенка. Попросите его обосновать выбор, почему он предпочел не фигуры людей, а маленьких динозавров или котят, почему он взял больше цифр, зачем ему ракушки или пуговицы. Это будет первое задание. Психологи считают, что выбранные предметы символизируют психологическое состояние маленького человечка или подростка на текущий момент жизни.
Уточняйте, что и зачем он создает или рушит в своем песчаном мире – это поможет наладить контакт и откроет немало интересного о мировоззрении, переживаниях и стрессовых факторах. Бережное отношение к песку и фигуркам – третье задание, которое нужно привить ребенку с самого начала. Он не должен их разбрасывать, терять.
После окончания лечебного сеанса нужно будет вернуть фигурки на их места, расставить в первоначальном порядке.
Игры могут быть:
• фонематическими – сопровождающимися произнесением отдельных звуков для закрепления их произношения;
• развивающими и обучающими (чтение, счет);
• проекционными (ребенок ассоциирует с одной фигуркой себя и строит свой собственный мир);
• коррекционными (нужно создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, ребенок должен проиллюстрировать свои страхи);
• семейными (когда одновременно мир строят и чадо, и члены его семьи).
Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.
Для ребят с трудностями в общении подойдут семейные игры и проекционные. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.
Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и школьников начальных классов.
Занятия и упражнения бывают индивидуальными и групповыми.
Расшифровка знаков
Некоторые распространенные детские постройки из песка и знаки на песке помогут родителям лучше понимать, что чувствует чадо и в чем оно нуждается:
• замки или дома из песка, заборы и валы с толстыми стенами – недостаточнозащищенности, неуверенность, боязнь и потребность в защите;
• хаотичный мир, беспорядок в символах и знаках – хаос и смятение внутри самого ребенка;
• отсутствие человеческих фигур при возможности их выбора – желание отгородиться от людей, обида на них, страх и боль;
• круги, нарисованные на песке – желание перемен, нехватка любви и заботы;
• спирали – нехватка общения, усталость, ночные кошмары;
• острые углы и рваные линии – внутренний конфликт, ревность, гнев.
Методика простая и понятная всем, а поэтому отзывы о ней в основном только положительные.

Список использованной литературы:
1.Зеленцова – Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96с.;
2.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека Логопеда);
3.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с. (Библиотека Логопеда);
4.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 80с.;
5.Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии – Изд. 2-е, испр. -Волгоград: Учитель. – 122с.;