11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Подготовила: воспитатель Бражникова А.А.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом, проявятся плоды их вос-питательных усилий.
Отношение ребенка к школе формируется задолго до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: "Ты у нас отлич¬ником будешь", "У тебя новые друзья появят¬ся", "Учителя любят таких умненьких, как ты". Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отноше¬ние к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, за¬висть, досаду), может надолго потерять инте¬рес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и при¬вычной родительской похвалы и др.
Иногда родители и воспитатели использу¬ют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!",
«Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?»
Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на кри¬тические замечания и в конце концов доби¬ваются того, что ребенок вообще не пред¬принимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связан¬ные с предстоящим обучением в школе.
Таким образом, ни однозначно позитив¬ный, ни однозначно негативный образ шко¬лы не принесет пользы.
Важно, чтобы сообщаемая информация была не только понятна ребенку, но и про-чувствована им. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, бе-седы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, общение с младшими школьниками, чтение и анализ детской ху¬дожественной литературы о школьной жиз¬ни, ознакомление с пословицами и поговор¬ками, в которых подчеркивается значение книги, учения, труда и т.д.
Кроме того, воспитателям целесообразно проводить беседы с родителями будущих первоклассников: знакомить со школьными требованиями, а главное - со своим ребен-ком, его сильными и слабыми сторонами. Та¬кая работа поможет изменить сложившиеся в некоторых семьях представления о школь¬ной жизни.
Попытаемся проанализировать самые рас¬пространенные установки родителей по по¬воду путей достижения хорошей успеваемос¬ти ребенка и соблюдения дисциплины.
1. Если у ребенка в детском саду на заня¬тиях получалось все хорошо, и воспитатель хвалила его, то и в школе также все будет хорошо.
Может быть, все так и будет. Однако надо понимать, что с переходом из детского сада в школу меняется коллектив сверстников, на фоне которых ребенок может выглядеть ме-нее способным. Меняется педагог, следова¬тельно, меняются требования к детям и ха-рактер отношений между учителем и учени¬ком. Меняется вид деятельности: на первое место выходит учеба, где важно проявить умственные способности. Именно этими из-менениями и обусловлена проблема адапта¬ции ребенка к школе, и понять, насколько комфортно ему будет в школе по сравнению с детским садом и являются ли учебные ус-пехи случайными или закономерными, мож¬но будет как минимум через полгода.
2. Если учителя привлечь к обучению ре¬бенка в качестве репетитора, то успевае¬мость повысится.
Занятия с опытным репетитором, несо¬мненно, скажутся положительно на успевае¬мости ребенка. Но репетитором не должен быть учитель, в классе которого учится ре¬бенок. В противном случае возникает под¬мена основной деятельности педагога плат¬ной услугой. К тому же помощь репетитора должна быть временной (в период усвоения наиболее сложных тем или при ликвидации пробелов в знаниях), а не постоянной. Если ребенок без помощи репетитора не справ¬ляется с программой, необходимо задумать¬ся о соответствии его способностей требо¬ваниям выбранной школы.
3. Если поздравлять учителя с праздни¬ками или оказывать активную помощь в ор-ганизации педагогического процесса (быть членом родительского комитета, водить детей в походы, театр, выступать на ро¬дительских собраниях, организовать ре¬монт в классе и т.п.), то это положитель¬но отразится на учебе ребенка.
Если родители по собственной инициати¬ве подключаются к педагогическому про¬цессу с расчетом, что это отразится на от¬метках их сына (дочери), то со стороны учи¬теля будет неправильным поставить ученику вместо тройки четверку. Да и сами родители должны быть заинтересованы в прочных знаниях ребенка, а не в хороших отметках. Учитель может дополнительно позаниматься с ребенком, уделить ему больше внимания на уроке (подойти и посмотреть, как он вы¬полняет задание), посадить его за парту, на¬ходящуюся в первой трети класса, а также уделить время самим родителям - прокон¬сультировать по волнующим проблемам обу¬чения и воспитания.
4. Если ребенку пообещать вознагражде¬ние (поход в цирк или желанную игрушку) за успехи в учебе, то он будет с большим желанием и ответственностью относить¬ся к учебной деятельности.
Действительно, такой метод поощрения может оказаться эффективным. Однако у не¬го есть и оборотная сторона. Во-первых, если дали обещание, что за успехи в учебе будет торт, мороженое, игрушка, поход к кафе, ка¬русели, велосипед, компьютер, сотовый теле-фон, то необходимо его выполнить. Ведь ре¬бенок сдержал свое обещание (написал кон-трольную работу на "отлично", закончил чет¬верть без троек, не получил ни одного дис-циплинарного замечания), поэтому он и от родителей ждет выполнения их обещания.
Во-вторых, маленькие дети иногда очень ловко манипулируют взрослыми. Не полу¬чится ли так, что после двух-трех догово¬ренностей ребенок сам начнет ставить усло¬вия: "Папа, а если я закончу учебный год без троек то, что мне за это будет?" Ожидая воз-награждение, ребенку не важно, за что и как он получит пятерку, ему важно любыми пу-тями эту отметку получить.
5. Если учитель не делает никаких заме¬чаний, то значит все хорошо.
Учитель один, а детей двадцать пять. Учи¬тель в первую очередь вызывает для беседы тех родителей, чьи дети систематически на¬рушают дисциплину, опаздывают на уроки, забывают школьные принадлежности, не выполняют домашние задания, отстают в ус-воении учебного материала. Родители, за¬бирая ребенка из школы, должны сами по-интересоваться, как прошел его день, что у него получается, а что нет, как он общается с одноклассниками.
6. Если ребенок с трудом осваивает школьную программу, то бесполезно напря¬гаться, не всем же быть гениями.
Можно мечтать, что способности проявят¬ся уже в зрелом возрасте, как, например, у А.. Эйнштейна или Ч. Дарвина. Однако наде¬яться на то, что свершится чудо и у ребенка со временем проснутся выдающиеся спо¬собности, не стоит. Да, дети разные и не из всех вырастают гении, но если махнуть рукой на учебу ребенка, можно лишить его возможности получить даже общее среднее образование.
7. Если ребенок плохо учится, то его ос¬тавят на второй год или вовсе отчислят из школы.
Учеников 1-9 классов можно оставить на повторное обучение при наличии академи-ческой неуспеваемости по двум или более предметам только с согласия родителей, а отчислить из школы можно лишь при усло¬вии, если действия ребенка представляют угрозу для других детей. Но и в этом случае процедура отчисления непростая.
8. Если ребенок не горит желанием вы¬полнять домашнее задание, то и не надо его заставлять, чтобы не отбить интере¬са к учебе.
Если ребенок не горит желанием выпол¬нять домашнее задание, то интерес к учебе у него уже отсутствует. Скорее всего, причина нежелания заниматься в том, что учеба дает¬ся ребенку с трудом, а человеку нравятся те виды деятельности, где у него все хорошо получается. Принуждение ситуацию не ис¬правит, необходимы иные способы влияния, например рассказ об известном человеке (его образ должен быть понятен и близок ребенку), который сегодня успешен, но ког¬да он был маленьким, у него тоже многое не получалось: он не любил читать, не любил математику или у него был почерк еще хуже, чем у тебя. Ребенок должен убедиться, что его ситуация не так уж безнадежна.
9. Если начать выполнять домашние за¬дания с трудных упражнений (после кото¬рых ребенок утомится), то под конец заня¬тий останутся легкие задания, требующие меньше сил и времени.
Перед выполнением домашних заданий надо составить план. Пусть ребенок сам пе-речислит весь объем заданного и сам ска¬жет, что на данный момент является для не¬го сложным, а что - простым.
Начать надо с простого задания по люби¬мому предмету - это создаст рабочий наст¬рой и будет своеобразной умственной раз¬минкой. Далее перейти к более сложному заданию, потом - к самому сложному, а после этого степень сложности должна сни¬жаться, так как ребенок устал.
Если начать с самого сложного задания, которое вызывает отрицательные эмоции, то негатив закрепится в сознании ребенка и будет автоматически возникать всегда, когда он услышит: "Освобождай стол, доставай учебники. Вспоминай, что вам задали, сей¬час будем заниматься".
10. Если ребенок на перемене прыгает, кричит и смеется, то он не устал. Иначе у него не было бы сил так скакать.
Всем нам знакома ситуация, когда дети со звонком вырываются из класса, крутятся, кричат, носятся как угорелые. Потому они и бегают, что очень устали от статической на-грузки, поэтому и кричат, что им очень нуж¬на эмоциональная разрядка. Учителя и ро-дители должны учитывать, что с началом школьного обучения двигательная актив¬ность ребенка снижается на 50 процентов. Не стоит пренебрежительно и скептически относиться к так называемым малым фор¬мам физического воспитания - гимнастике до занятий, физкультминуткам на уроках и во время выполнения домашних заданий, подвижным играм на переменах - все это благотворно влияет на функционирование всех систем организма, позволяет повысить работоспособность, "отодвинуть" утомле¬ние.
11. Если ребенок опоздал на урок, забыл дневник, спортивную форму или сменную обувь, то его не допустят до занятий.
Отстранение от уроков - мера дисципли¬нарного взыскания. Для того чтобы ее при-менить, нужно иметь основания. Конечно, родители должны следить, чтобы дети не опаздывали на урок и ничего не забывали, но если даже такое и произошло, то это не является основанием для отстранения уче¬ника от занятий.
12. Если ребенок плохо ведет себя на уро¬ке, то учитель может выгнать его из класса.
Педагог отвечает за жизнь и безопасность детей в учебное время. Для ребенка, выстав-ленного из класса во время урока, открыва¬ется масса перспектив: подняться на верх¬ние этажи школы, выйти из здания на улицу, залезть на лестницу запасного выхода, пока-таться на перилах, что-нибудь сломать, да просто упасть на ровном месте. Если с ре-бенком, которого выгнали из класса, что-то случится, то отвечать придется педагогу.
13. Если систематически контролиро¬вать ребенка (собрал ли портфель, выучил ли стихотворение, все ли письменные зада¬ния сделал, взял ли спортивную форму), то неприятных неожиданностей в школе и стрессов у ребенка будет меньше.
Да, действительно, неприятностей будет меньше, но тогда ребенок не будет приоб¬ретать элементарные навыки самостоя¬тельности и самоконтроля. Проверять вы¬полнение домашних заданий необходимо, а собрать портфель и сложить в пакет спор¬тивную форму и сменную обувь перво¬классник может сам. Но если его этому не учить, то он так и будет перекладывать от¬ветственность на родителей. Собирайте портфель сначала вместе, а потом посте¬пенно уменьшайте долю своего участия в этом процессе. Конечно, ребенок может что-то забыть, зато в следующий раз он бу¬дет более внимательным.
14. Если школа находится очень близко от дома, то ребенка не надо провожать, он может сам дойти до нее и самостоятельно вернуться домой после уроков.
Одно дело самому собрать портфель, и совсем другое - самостоятельно дойти до школы и вернуться домой. Если ребенка по¬сле уроков никто не встречает, то учитель, как правило, просит родителей написать расписку, что они берут на себя ответствен¬ность за безопасность ребенка после уро¬ков. А вообще, все зависит от уровня тре¬вожности родителей. Кто-то водит ребенка в школу и до 7 класса, и это нормально, учи¬тывая сегодняшнюю криминогенную обста¬новку. К тому же, забирая ребенка из шко¬лы, родителям предоставляется возмож¬ность пообщаться с учителем, посмотреть на одноклассников и познакомиться с их роди¬телями, пообщаться на волнующие темы.
15. Если в детском саду ребенок был ли¬дером, то и в школе он легко найдет общий язык с детьми.
Статус ребенка в школе может изменить¬ся, и это зависит от уровня развития детей, собравшихся в новом коллективе. Если ре¬бенок в детском саду был лидером, а в шко¬ле основная масса одноклассников превос¬ходит его в интеллектуальном и личностном развитии, то ребенок может оказаться в чис¬ле отверженных детей.
16. Если ребенка записать в спортивную секцию, музыкальную школу или какой-ни¬будь кружок, то это позволит еще больше развить его способности, так как в до¬школьном и младшем школьном возрасте дети с легкостью осваивают все новое и нельзя упускать это благоприятное время.
Действительно, основная масса направ¬лений системы дополнительного образова¬ния рассчитана на детей младшего и средне¬го школьного возраста. Когда ребенок полу¬чает удовольствие от занятий музыкой, спортом, танцами, рукоделием, то их систе¬матическое посещение связано только с по¬ложительные эмоциями и не вызывает пере¬напряжения к концу дня.
Если ребенок устает, вечером вялый, хо¬чет пораньше лечь спать, а утром с трудом просыпается, то, возможно, дополнительные занятия снижают его работоспособность и мешают учебной деятельности. Ситуация ус¬ложняется, если ребенок учится во вторую смену и с утра идет на тренировку или в му¬зыкальную школу. Чем больше интеллекту-альной или физической энергии требуют дополнительные занятия, тем меньше ее ос-тается на учебу в школе.
Как показывает практика, трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внеш¬нее сходство, эти затруднения имеют раз-личные причины и зависят от индивидуаль¬ных особенностей психофизиологического, интеллектуального, социального и эмоцио¬нально-волевого развития детей.