11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Мастер-класс для педагогов "Технология "Синквейн" в развитии речи дошкольников"
Воспитатель подготовительной группы СП "Детский сад № 17" ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино, Пернаровская Л.М.

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с технологией "Синквейн", обеспечивающей развитие познавательно - речевых способностей дошкольников.
Задачи:

Обучающие:
• Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности работы с детьми по речевому развитию;
• Дать рекомендации педагогам по составлению синквейнов.
Развивающие:
• Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

• Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.

Воспитательные:
• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
1. Получение педагогами представления о методике составления синквейнов;
2. Внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Актуальность:
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Синквейн - это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.
Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните основные правила его составления.
Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
На первый раз предложу вам сама тему: «Зима».
1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему. (Пишу "Зима"
2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-снежная, пушистая).
3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (морозит, радует, восхищает).
4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.
(К нам пришла настоящая зима!)
5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (время года)
- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я.
Зима.
Снежная, пушистая.
Морозит, радует, восхищает
К нам пришла настоящая зима!
Время года
-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).
С помощью синквейна у детей обогащается словарный запас, идет подготовка к краткому пересказу, дети учатся формулировать идею (ключевую фразу). Он позволяет почувствовать себя на мгновение творцом.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для речевого развития.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
Конечно, можно. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Например,
Кто? Мишка
Какой? Косолапый, неуклюжий
Что делает? Сидит, рычит, спит
Предложение. Мишка косолапый по лесу идет
Ассоциация. Дикое животное
Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится.