11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Дьячкова Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель СП "Детский сад №17"

Существует огромная дистанция между ребёнком, слушающим,  как музицирует педагог и ребёнком, играющим свою музыку, даже если она состоит из одного звука.  Развитие всех музыкальных задатков возможно только при условии продуктивной деятельности, требующей их активизации. (Б.М. Теплов) «Детям необходимо творить, чтобы понимать» (Т.Э. Тютюнникова) И одной из таких форм детской продуктивной деятельности является ритмический оркестр.

Деревянные шумовые инструменты позволяют играющим испытывать особенные музыкальные, физические и эмоциональные ощущения Эмоциональный импульс будит познавательные потребности.

В д\с уже более 15 лет осуществляется проект «А мы с ложками да с трещотками…».  Проект участвовал в конкурсе долгосрочных проектов особой  педагогической и общественной значимости, является лауреатом.

В ходе проекта   не только развиваются музыкальные исполнительские способности, но и удовлетворяются  детские потребности в познании, создаются условия  для развития речи дошкольников. Современные дети – компьютерная генерация. Они лихо управляются с виртуальными играми и часто совершенно беспомощны, когда надо изобразить, как , например, плавает рыбка… Они легко находят общий язык со сложной техникой и отстают в речевом развитии.

●А ведь речь имеет ритмическую основу. Её составляет  тот естественный, первичный Ритм, который характеризует деятельность всего человеческого организма. Ритм наряду с гармонией, ладом, длительностью и размерностью считается компонентом чувства языка.( С. Аверинцев,  Пешковский, ) - -  Игра в оркестре естественно вовлекает в совместное исполнение пульсации , а затем  и ритмического рисунка музыкального произведения.Ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз, а затем соединить речь с ритмическими движениями.

. Владение приёмами игры на ложках и других  инструментах даёт импульс к применению разнообразных способов  исполнения и стимулируют переход от  крупной моторики к мелкой, тренируют руки. Как известно, моторный  речевой центр и центр, регулирующий мелкую мускулатуру пальцев в коре головного мозга,  находятся рядом. Нервные импульсы, поступающие в одну зону, приводят к возбуждению соседней. Поэтому, все творческие задания, связанные с активизацией мелкой (точной моторики)  в определённой степени способствуют речевому развитию.

●Эти задания начинаются с подготовки руки к удержанию ложек.

      - «Кошка выпускает когти», «Стряхни воду с пальцев»     Затем следуют - игры-упражнения для закрепления техники удержания. («Бабочка», «Крокодильчик», «Верёвочка»)                        - Игры-упражнения для самостоятельного озвучивания  услышанного  ритмического рисунка «Эхо», «Цепочка»,                                      

●- игры-задания на использование разных приёмов исполнения («Звонкая парочка» (разные приёмы в одной паре), «Две половинки» (у каждой пары свои приёмы, но внутри пары они одинаковые))                           - творческие задания, формирующие умения придумывать   ритмический ответ («Вопрос - ответ», («Где был Иванушка?» причем ответ может быть импровизационным)  «Продолжи фразу»,  ( «Ворон», «Бабушка кисель варила») «Ложки по кругу»)      

● - музыкальные игры «Плетень с ложками»     

● - творческие игровые задания,  развивающие импровизационные  способности. Это озвучивания стихотворных текстов, историй, коротких сказок:  («Сыграй потешку», «Играем стихи», «Расскажи  сказку»   («Курочка Ряба», «Колобок», «У страха глаза велики»). Русские народные сказки с их яркими образами  представляют огромные возможности  для их озвучивания. Рассказчик – ребёнок. Дети с инструментами могут повторять ритмичный текст своей роли под звучание инструмента. Пр «Баба била-била -  не разбила» и далее звуки разбиваемого яичка.  Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам.  Важно активизировать поиск ребёнка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания… Здесь необходимо лишь учитывать, что  темп чтения стихотворения, рассказывания сказки с сопровождением замедляется. Появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация. Во время таких упражнений дети открывают в себе новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимают находки друг у друга. Приведённые примеры озвучивания, позволяют объединить работу разных специалистов д\с: м\р., воспитателя, логопеда, педагогов дополнительного образования. ..

● Формирование  словесной оценки звучания музыкальных инструментов включает в себя накопление «Словаря впечатлений» (для характеристики формы, окраски, тембра, поиска аналогий во внешнем виде…). Для  этого мы создаем д\и. Например, игра «Похожее - непохожее».

●Нами придуманы и собраны загадки про инструменты. Они предлагаются для разгадывания и в форме интерактивной игры с участием взрослого

 ● Способы извлечения звука, технические  приёмы игры на ложках и других шумовых русских народных инструментах имеют «говорящие»  названия. Эти названия носят аналоговый характер, они отождествляют действия, воспроизводимые  ложкарями с закреплёнными на практике действиями с предметами : «ладошки», «тарелочки», «прянички», «мячик,» «трель», «поделись ладошкой». «свечка», «бутерброд с маслом», «колокольчик», «лесенка». Названия для приемов извлечения звука мы придумывали вместе с детьми.

●При  освоении некоторых приёмов игры на ложках мы активно применяем малые стихотворные формы: потешки, считалки, прибаутки. Они, с одной стороны, активизируют мыслительную деятельность, а, с другой – вербально подкрепляют создаваемые на  ложках, звуковые образы. (приём «Лошадка»  - потешка «Скок, я – лошадка серый бок»)

  ●Увлекательной формой работы является ритмизация считалок, потешек, небылиц, песенок… Группа детей разделяется на творческие команды, которые должны прочитать  потешку  звучащими жестами или сыграть каждую строчку на муз. инструментах (можно разными приёмами)  и придумать театрализованный вариант исполнения всей композиции

  Для исполнения сложных ритмических рисунков нужна речевая поддержка. Если мелодия без слов, мы сами придумываем ритмические стихи, т.е. ритмы облекаем в стихи. Например, в нашей композиции «Пир на весь мир»:

 «Зо - вём, в гости к нам, в гости к нам, в гости к нам!

 Ско - рей по местам, по местам, по местам.» (есть вариант: там-там). Ритмоформула ▬ ▬ - - -     ЛОЖКИ

Вре-мя идёт           КРУЖКИ  ритмоформула ▬▬ - -

Ры-ба плывёт

Пти-ца поёт

Ка-тя ревёт

    В нашем детском саду разработаны музыкальные игры с пением «Застучали наши ложки», «Ах ты, ложка»,  «Эх, раз! Ещё раз».   Все они сопровождаются ритмичной игрой на ложках.

  ИтогИгра в оркестре ненавязчиво знакомит с терминологией,  даёт возможности рассказывать, строить диалог, расширяет кругозор, воспитывает эстетические и образные чувства. И, наконец, при выступлениях на сцене, кому-то даёт мощную артистическую разрядку, а у кого-то воспитывает собранность и смелость. Играть на ложках, трещотках, копытцах, ложках-веерах… пусть даже самую простую партию, для детей – огромная радость!

 А радость от занятий, пожалуй, стоит даже выше дидактических целей, потому что настроены на самый долгосрочный результат.