11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

 

Чурсина О.А., воспитатель СП «Детский сад № 17» ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино 

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, а тем более гусениц и червячков, аргументируя это тем, что они «вредные» и не задумываясь о том, что в природе все взаимосвязано. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, и человек – не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может. Вот почему нужно формировать у детей экологическое сознание, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников вызывают художественная литература и театр. Книга играет огромную роль в воспитании детей, в том числе и экологическом. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Произведения таких писателей, как Виталия Валентиновича Бианки, Михаила Михайловича Пришвина, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака, Агнии Львовны Барто, Сергея Владимировича Михалкова и др. учат детей гуманному отношению к природе. В основе каждого рассказа или сказки Виталия Валентиновича Бианки лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Его произведения помогают раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы и др. Так, сказка «Первая охота» знакомит детей с такими явлениями, как мимикрия, показывает различные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т.д. Интересны сказки Бианки «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и представителей животного мира. Дети любят не только сказки, их привлекают легкие шуточные стихи о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки. Стихи – это неистощимый источник описания различных природных явлений.
При работе с художественными текстами желательно подбирать книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Интересно совмещать заучивание нового стихотворения с наблюдениями. Так, прежде чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», необходимо несколько раз на прогулке подходить к березке, рассматривать ее, сравнивать несколько берез и видеть, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы – все они разные. Каждая березка по – своему прекрасна. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» в первый можно прочитать детям, когда они стоят у окна (вечером). Дети сравнивают слова в стихотворении с реальной жизнью. Можно подобрать несколько иллюстраций с зимним вечером, рассматривать их с детьми. Вспомнить, что после метели на участке - высокие белоснежные сугробы.
Знакомя детей с любым произведением, необходимо показать не только красочность, но предложить подумать, как же сохранить такую красоту. Можно вспомнить о том, как они подвязали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку, как спасали воробья от кошки, прогнав ее. Донести до детей, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревьях, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.