Наш детский сад уже на протяжении десяти лет работает в экологическом направлении. Круглый год дети дружат с природой: проводятся тематические занятия, экскурсии, наблюдения; заботятся в группе о комнатных растениях, кормят птиц зимой, в летнее время с воспитателями и родителями ухаживают за огородными культурами и вновь высаженными саженцами деревьев. Больше всего дети любят поливать и видеть результат своего труда. Таким образом, мы даём возможность быть рядом с природой, чувствовать её и заботиться о ней. Самые интересные мероприятия – это природоохранные проекты. Один из последних – «Подари жизнь ёлочке».
Новый год – один из самых любимых праздников. Все мы любим получать подарки, веселиться вокруг ёлки. Все это прекрасно, но никто не задумывается, сколько ёлок загублено к этому празднику. Новый год приносит большую прибыль браконьерам. Для них нет ничего святого, они вырубают ели в лесу, в парках. На каждом углу можно встретить торговцев этой красотой. Но как только праздник кончается, еще долгое время торчат эти ёлочки из мусорных баков. И стоило ради нескольких праздничных дней, ради минутной радости лишать их жизни? Ведь этим ёлочкам требуется десятки лет, чтобы окрепнуть, набраться сил и энергией природы. Это вечнозелёное дерево может существовать до 400 лет. В еловых лесах очень чистый воздух, практически отсутствуют микробы. В зимнее время самые разные птицы используют изумрудную крону в качестве укрытия для ночного отдыха. А клёсты зимой кормятся исключительно семенами елей и сосен, что позволяет им выводить птенцов даже зимой. Что же делать? Каждый человек должен сажать как можно больше деревьев. Он должен оберегать, сохранять и обогащать природу. А если очень хочется, чтобы пахло хвоёй на Новый год, можно ограничиться ветвями.
Вот мы и решили вырастить ёлочки самостоятельно. Увидеть, как они растут и сколько для этого нужно сил и терпения.
В рамках проекта прошла волонтёрская акция «Подари ёлочку».
Родители закупили маленькие саженцы в горшочках и подарили в каждую группу по три ёлочки.
Теперь мы их выращиваем: пересадили в большие горшочки, поливаем, рыхлим, а летом высадим в грунт на участок экологической тропы в лесную зону.
Но пока наши ёлочки растут, мы педагоги знакомим детей с интересными фактами, которые раскрывают всю важность миссии нашего проекта.
Цель нашего проекта: повышение экологической культуры, экологического сознания и мышления через привлечение детей и родителей к озеленению территории детского сада.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- определить наиболее распространённые хвойные деревья;
- иметь представление о пользе хвойных деревьев;
- углубить знания о приёмах по уходу за хвойными деревьями;
- учить детей работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания о растениях;
- развивать умения передавать свои чувства от общений с природой в рисунках;
- способствовать развитию воспитанию экологической культуры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно-правильного отношения к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Ребёнок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приёмов.
Дети узнали, что ель даёт ценный строительный материал, из её древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и киноплёнку, автомобильные покрышки, лекарства, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Самые лучшие скрипки Амати и Страдивари изготовлены из ели.
Если срубленное дерево используется разумно и экономно, из него можно получить много разных полезных продуктов: их хвои витаминную муку для домашних животных, из веток – древесно – волокнистые плиты, из коры – удобрения, из пней – скипидар и т. д.
В ходе реализации проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор по отношению к растениям родного края, изучат их внешний вид и их полезные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.