11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Тема: «Старинные семейные обычаи на Руси»

Автор: Овсянникова Людмила Евгеньевна
Самарская область, Красноярский район, п.г.т. Новосемейкино СП «Детский сад №17» ГБОУ ООШ №2, воспитатель

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно –эстетическое развитие»
Задачи:
1) Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. («Познавательное»)
2) Развивать взаимодействие детей друг с другом, формировать доброжелательность в общении. («Социально -коммуникативное»)
3) Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый.Развивать навыки связной речи при построении сложноподчинённых предложений и составлении рассказов о былинных героях, знаменитых поэтах («Речевое»)
4) Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии. Развивать у детей положительное отношение к музыке, формировать умение использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листики, точки. («Художественно -эстетическое»)
5) Способствовать формированию в двигательной активности («Физическое»)
Методы и приемы:
- практические: купание и вытирание «младенца», рисование
- наглядные: рассматривание предметов
- словесные: беседа, вопросы, рассказы, потешки.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; ребристые дорожки; атрибуты осеннего леса; музей «русской избы»; кукла; уголек; зернышки; монетки; таз с водой; полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соль; заготовки из соленого теста «Обереги»; перышки; палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Ходьба по ребристым дорожкам
Игровая Хороводная игра «Ворон»
Познавательно-исследовательская Рассматривание предметов старины
Музыкальная Колыбельная песенка
Коммуникативная Беседы, рассказы, вопросы
Изобразительная Расписывание фигурок из солёного теста
Восприятие (художественной литературы и фольклора) Потешки

Логика образовательной деятельности

№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель приглашает детей в предварительно украшенную комнату «деревьями с осенними листьями», на полу разбросаны жёлтые и красные листья, в центре лежит имитация большого камня Дети входят в предварительно украшенную комнату «деревьями с осенними листьями», на полу разбросаны жёлтые и красные листья, в центре лежит имитация большого камня
Сформирован интерес к предстоящей деятельности
2 Побуждает детей на беседу в «Осеннем лесу». Обращает внимание на большой камень с надписями Дети делятся увиденным, обращают внимание на камень, заинтересовываются
Сформирован эмоциональный подъём, интерес
3 Предлагает детям поразмышлять и выбрать маршрут дальнейшего следования:
Налево пойдешь – в яму упадёшь
Прямо пойдешь – совсем пропадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь. Рассуждают и выбирают путь следования «направо» Получены новый интерес и эмоциональный подъём
4 Предлагает пройти путь до «русской избы»:
Мы шагаем, мы шагаем,
На пути преград не знаем
Как направо завернём
Много интересного найдём Дети идут по ребристым дорожкам, заходят в «русскую избу»
Приобретён позитивный настрой
5 Даёт возможность осмотреться вокруг, увидеть и отметить старинные предметы русского обихода Осматриваются и замечают предметы русской старины. Называют и объясняют их необходимость в быту Закреплены представления о предметах русской старины
6 Обращает внимание на плач «младенца» Встревоженно слушают и определяют, что плачет «ребёнок» Получен новый интерес, эмоциональный подъём
7 Рассказывает детям о том, какими имена называли младенцев. Предлагает дать старинное имя Дети предлагают имена, выбирают имя и называют Егорушкой.
Обеспечена потребность детей в участии «Судьбы младенца»
8 Даёт представление об именах в детском возрасте и во взрослом. Предлагает назвать своё полное имя, когда дети вырастут Рассуждают и дают правильные ответы Сформирован интерес к своему имени
9 Объясняет, что означает имя Егор (хозяин земли) Рассказывают значение своих имён Расширено представление о своём имени
10 Предлагает вспомнить, кого из известных и знаменитых людей зовут так же, как и их. Знакомит детей со значением слова «тёзка» Вспоминают и называют известных и знаменитых людей. Рассказывают, об их достижениях. Сравнивают их имена со своими Научились называть свои имена в другой форме. Получили заряд положительных эмоций
11 Обращает внимание на предметы: уголёк, зёрнышки и монетку Объясняют, для чего нужны «младенцу» эти предметы, во время купания Сформированы знания о семейной традиции во время купания младенца
12 Предлагает помочь искупать «младенца», приговаривая:
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки –
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна! Принимают участие в купании «младенца» Приобрели опыт в купании «младенца»
13 Предлагает помочь вытереть «младенца», приговаривая:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш. Помогают вытирать «младенца» Обеспечено эмоционально-заботливое отношение к маленьким новорождённым
14 Интересуется у детей во что по древним русским традициям одевали младенцев, что приговаривали при этом Рассказывают и объясняют почему одевают родительскую рубаху:
Чтобы ребенок был похож на отца и матушку, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они.
Что при этом приговаривали:
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. Реализованы ранее полученные знания о традиции

15 Предлагает положить «младенца» Егорушку в колыбельку, при этом интересуется что это такое? Затем находит в колыбельке кусочек хлеба и соль. Даёт объяснение, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. А в колыбельку клали хлеб и соль да приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!» Делятся своими знаниями, дают объяснение, для чего младенцев кладут в колыбельку Расширены представления о русских старинных традициях
16 Предлагает детям помочь спеть для Егорушки колыбельную песню:
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!» Дети помогают петь колыбельную песню для Егорушки Получен эмоциональный лирический настрой
17 Подводит детей к тому, что вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Спрашивает детей, знают ли они когда у них дни рождения? Делятся знаниями о своих днях рождения (в апреле, январе и т.д.) Получено удовлетворение от реализации своих знаний
18 Рассказывает о том, что для младенца изготавливались подарки:
кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
Предлагает детям сделать подарок для Егорушки и не простой, а настоящий оберег Дают объяснение значению слова «оберег»:
это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Получена возможность поделиться знаниями, приобретёнными ранее
19 Предлагает раскрасить «обереги» из солёного теста, заранее выполненные Творческая деятельность детей Сформирован интерес к предстоящей деятельности
20 Интересуется, какими узорами дети будут расписывать «обереги» Дают ответы, какие элементы росписи будут использовать для раскрашивания «оберега»
(точки, волнистые линии, листики) Получена возможность реализовать свои способности в художественном творчестве
21 Предлагает детям русскую народную игру «Ворон» Выстраиваются в круг, принимают участие в игре «Ворон» Сформирован интерес к предстоящей деятельности
22 Предлагает детям подарить подарки Егорке Дарят подарки Егорке (кладут в колыбельку) Получено эмоциональное удовлетворение от проделанной работы

Итоговое мероприятие: угощение детей печеньем в честь «дня рождения Егорки». Чаепитие в группе.