11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

Составила: воспитатель Петровская Ольга Николаевна СП «Детский сад №17»
ГБОУ ООШ № 2 Самарская область, п.г.т. Новосемейкино
Тема: Путешествие в «Дымковскую сказку»
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Развивать умения расписывать глиняные игрушки в стиле дымковской росписи.
( Художественно-эстетическое развитие»).
2. Закреплять знания детей о характерных особенностях дымковской росписи, используя разнообразные приёмы работы с кистью в изображении знакомых элементов.
( Художественно-эстетическое развитие»).
3. Продолжать знакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством («Дымковская игрушка»).
(«Познавательное развитие»)
4. Воспитывать детей на народных традициях показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. («Познавательное развитие»)
5. Продолжать развивать диалогическую и монологическую форму речи, умение связывать слова в предложения, грамотно высказываться.
(«Речевое развитие»)
6. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова.
Методы и приемы:
• Практические: создание художественного продукта, динамическая пауза, обследование.
• Наглядные: мультимедийный показ пейзажей, дымковских игрушек.
• Словесные: объяснение техники рисования, беседа.
Материалы и оборудование:
Презентация, мультимедийное оборудование, глиняные птички свистульки, гуашь, кисточки разных размеров, палитры, стаканчики с водой, ватные палочки, салфетки тканевые,

Предварительная работа:
Разучивание и чтение потешек, лепка глиняных птиц.
Изготовление декораций с изображением дымковской деревни на фоне пейзажа.
Логика образовательной деятельности
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.
Сорока белобока, по лесу летала,
По деревьям скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо.)
От кого оно?
(Открывает конверт.)
«Здравствуйте, ребятки, —
Машутки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».
Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
Д: Отвечают.
В: Так давайте полетим. На чем летают в сказках?
(Дети предлагают варианты ответов.) Предлагаю воспользоваться ковром-самолетом. На нем мы все сможем уместиться. (Приглашает детей сесть на ковер.) Все готовы? Ковер взлетает.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся.
Глядь - и мигом приземлимся.
(Открывает декорацию.)
В: Кажется, прилетели! Давайте подойдем поближе.
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
В: Давайте присядем! Как тут интересно.
Смотрите ка, река! А по берегам реки город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка - город старинный. Когда то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково».
А ну ка, посмотрим, кто здесь живет.
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!
Звучит мелодия «Коробейник» и в зале появляется Коробейник.
Коробейник: Здравствуйте, люди добрые!
Д: Здравствуйте
В: Кто ты, добрый молодец?
Коробейник: Я – Коробейник!
В: Куда ты, Коробейник, путь держишь?
Коробейник: Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
В: Как интересно.
Коробейник: Вечера зимою длинные,
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски—
Простой, казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
В: А вы узнали, какие это игрушки?
Как они называются?
Коробейник показывает игрушки.
Дети отвечают в стихотворной форме. ( См. Приложение 1)
К: Молодцы ребята, порадовали меня.
Еще давным-давно люди придумали лепить эти игрушки. Сначала их изготавливали не для забавы. Люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца, Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.
В: А мы в детском саду лепим игрушки и любуемся ими, как сувенирами.
Коробейник: Да-да, позже стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. ( демонстрирует как поет свистулька)
В: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.
Музыкально пантомимическая игра
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки. В конце ведущий говорит:
Повернитесь, покружитесь,
Низко- низко поклонитесь!
Ждет нас новая игра.
Составлять узор пора!
В: Молодцы! Здорово поиграли, позабавились.
В: Коробейник, я знаю, что у вас в Дымково много мастерских по изготовлению игрушек!
Коробейник: Да точно, хотите туда заглянуть?
Д: Конечно, хотим.
( заходят в мастерскую, садятся)
В: Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково много красной глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.
Коробейник: Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем!
В: Сначала они лепят фигурку. Потом подсушивают ее и обжигают в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.
Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.
Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе!
Птички-невелички
По небу летели (Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями.)
Пальчиковая гимнастика
Птички-невелички,
На ладошку сели. (Накройте своей ладонью другую ладошку )
Будем птичек привечать,
Будем птичек величать. (Погладьте свою ладошку другой несколько раз)
А воробушка узнаем,
Сразу милого поймаем. ( Погрозите ладошке указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.)
Будет петь для деточки,
В золоченой клеточке. (Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку)
В: А хотите расписать игрушки для нашей группы и стать настоящими мастерами?
Дети расписывают птицу
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Просто диво - безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Коробейник: Молодцы! Ребята, не с пустыми руками вы вернетесь в детский сад. А как, по-вашему: это игрушки весёлые или грустные?
Дети отвечают.
В: Глядя на эти удивительные игрушки, так и хочется пуститься в пляс.
Коробейник: В пляс бы я сейчас пустился,
Ведь плясать не разучился.
Мальчики приглашают девочек на « Кадриль».
Эй, ребята, выходите!
Пляску, русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Вот какой веселый пляс
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте –
Все танцуют с нами вместе.
Все ногами топают,
Все в ладоши хлопают!
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
В: Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе?
Д: Отвечают.
В: Да-да познакомились с игрушками, узнали, как они расписаны. Сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковер. Еще минута и он оторвется от земли.
Раз, два, три!
Лети!
Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья подружки,
Мы закончили рассказ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
За студеною водицей
Собирается девица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра полные несет.
Эта, гляньте, деток нянчит.
Вокруг этой песик скачет.
Эта замуж собралась —
Свадьба, видно, удалась!
Барыни
Наряжаться нравится
Модницам красавицам.
В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.
Птицы
Лапки, клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
***
Индя-индючек, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
***
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине – Егорка.
***
Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица-краса по улице пешком.
***
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
***
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.