11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
       им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино               
godnastavnika
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЛОЖЕК

Дьячкова Ольга Алексеевна

Музыкальный руководитель

Гаврилова Галина Вячеславовна

 Воспитатель

 СП «Детский сад № 17» ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино,  муниципальный район Красноярский   Самарской области

Мастер-класс

Расписная деревянная ложка в представлении обывателя это, чаще всего, - предмет быта, русский национальный сувенир, объект старинного промысла и, наконец, шумовой музыкальный инструмент. Именно в таком качестве дети нашего детского сада особенно полюбили ложки.  Через игру в ансамбле ложкарей ребёнок вовлекается в активную продуктивную деятельность, у него развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика и координация рук, быстрота реакции. А это способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи. Но сфера применения ложек в педагогике дошкольного возраста не ограничивается только элементарным музицированием и художественным творчеством.

Используя ложки, дети могут под руководством взрослых, а позднее самостоятельно, возможно и с помощью схем,  выкладывать различные фигуры: геометрические,  знаки (буквы, цифры), силуэты образов…  Идея моделирования с помощью ложек предложена кандидатом педагогических наук,  заслуженным работником культуры РФ, Рытовым Дмитрием Анатольевичем. Его разработки нами изучены, интегрированы в образовательную деятельность нашего детского сада. Кроме того дополнены новым содержанием, литературным материалом и методическими приёмами.  Ложки выступают в качестве предметов-заместителей и являются «единицей»  моделирующей деятельности. Выполнение подобных заданий стимулирует развитие пространственного, комбинаторного  мышления, концентрации внимания, творческого воображения,  конструктивной деятельности,  потребности создавать новое. 

Сам процесс выкладывания это игровой процесс. Он интересен детям и необычностью «строительного материала» и скоростью достижения цели, и возможностью многообразия комбинаций. Дети моделируют по образцу, по ассоциации, по памяти, по предложенному алгоритму, по  схеме. Рост уровня сложности позволяет детям  не терять интерес к данному виду деятельности.

Чтобы организовать процесс выкладывания, нужно:

1. Подготовить пространство для моделирования.  Плоскостной поверхностью может служить  стол с широкой столешницей, ковролин без рисунка (чтобы выложенные модели контрастно выделялись на фоне)

2. Подобрать «строительный материал» - ложки. Они могут быть украшены различными росписями, в том числе хохломской, архангельской. Известны  хотьковские ложки с плоскостной резьбой, вятские ложки с выжженными узорами. Ложки могут быть с черпаками различной формы: круглыми, продолговатыми, клинообразными, глубокими, мелкими…Желательно, чтобы для одной модели были подобраны однородные ложки.  Да и для моделирования, например, машины вряд ли подойдут ложки с ягодками. Для  складывания объекта из ложек важно, чтобы ребёнок почувствовал мотивацию к деятельности, то есть применяемые приёмы должны носить проблемный, поисковый характер. Это повысит интерес и активизирует умственную активность. Перед тем как выполнять задание, желательно охарактеризовать объект моделирования:  форма, силуэт, разница сторон, цвет, величина, составные части. Например, домик состоит из корпуса и крыши.

Самый  простой способ моделирования  по образцу. Ребёнок повторяет, сравнивает с «эталоном», копирует. Сложность повышается, когда  модель складывается по  алгоритму или по схеме. Более сложный способ – создание композиции по памяти, по представлению.

Приёмы, используемые в моделировании с помощью ложек.

Показ рисунка или игрушки. Дети описывают форму, размеры, детали. Затем выкладывают модель.

Загадывание загадок про объект. Дети отгадывают загадку, затем выкладывают модель. Можно внести сюда игровой компонент: дети слушают загадку, отгадывают её, но не произносят вслух ответ, а выкладывают его ложками. Это позволяет сделать процесс более увлекательным, развивать речь, мыслительную деятельность. Если использовать элементы соревновательности (кто быстрее; у кого красивее ёлочка; постараться, чтобы в домик поместился зайчик…), впечатления от моделирования будут более яркими, а сама деятельность по-здоровому азартной.

В нашем детском саду разработаны игровые задания. 1. Моделирование части образа. То есть, часть образа предложена детям в рисунке, а часть выкладывается ложками. Например, бабочка. (крылья  - аппликация, усики - ложки); павлин (корпус – рисунок, хвост - ложки).2. Выкладывание из определённого количества  ложек как можно большего количества фигур. (Д. Рытов) 3.Мы использовали в своей практике и поочерёдные действия, когда дети выкладывают заданный объект поочередно по одной детали.  Это развивает умение планировать. Но такой способ используется только при повторном выкладывании.

При выкладывании геометрических фигур дети получают  элементарные математические представления: форма, количество сторон, углов, сравнение сторон. После выполнения задания дети могут посчитать ложки. Можно высказать предположение о количестве ложек и перед выполнением задания, а потом выполнить задание и сравнить предположение с  полученным результатом. Всё это способствует  развитию речи, опережающей мыслительной деятельности, аналитических качеств.

Примеры выкладывания

             

Весной веселит, летом холодит,                       Ох, она зубастая, зубы очень частые.

Осенью питает,  зимой согревает. (дерево) Сделать модную причёску помогает нам  (расчёска)    

                                                                        

Ложка - куколка  моя,                     Вот квадрат, вот треугольник, получился целый домик.  

Самая любимая.                                Мы в него кота поселим, будет для него веселье.   

                                                 .  

Видишь, встаёт впереди грозный вал!           Когда за грибами в лес мы идём,

Крепче держи, капитан, свой штурвал.    Её непременно с собою берём. (корзина)

         

Литература

1.Рытов Д. А. Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия для детей Санкт-Петербург, 2011

2. Рытов Д. Элементарное моделирование с помощью ложек. Ж. Дошкольное воспитание, 2011, №8, стр.26-33.