«Люблю тебя, посёлок мой,
Твои окрестные леса,
И шум далёкий, заводской
И над тобою небеса»
Пётр Панченко
Новосемейкино.
Подготовила: Кромская Галина Павловна, воспитатель СП «Детский сад № 17» ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино
Актуальность:
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с малой Родиной формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления ородной природе, об историиродного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, кродному городу и роднойстране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в СП «Детский сад № 17», но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края, страны; отсутствуетпознавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании историиродного поселка и не имеют возможностипосещатькультурные мероприятия, из-за высокой занятости.
Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Поэтому возникает необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родногопоселка.Решением данной проблемы является реализацияпроекта:«Я люблю Новосемейкино! »
Пояснительная записка:
Воспитание любви и уважения кродному поселкуявляется важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания дошкольника.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. Поэтому наши задачи, как педагогов: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Цельпроекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой Родине,родному поселку. Задачипроекта:
Дать знания детям ородном поселке,округе: история, символика, достопримечательности.
Познакомить с людьми, кто основал и прославил округ.
Расширить знания детей оприродныхресурсах Красноярского района,Самарской губернии.
Воспитывать любовь кродному поселку, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить с культурой и традициями поселка Новосемейкино,
Самарской губернии.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Тип проекта:познавательно – исследовательский
Срок проекта: в течении года
Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
- дети называют местопроживания:поселок; некоторые предприятияродного поселка и их значимость; символикупоселка, достопримечательности; флору и фауну поселка;
- дети называют свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность кродному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь. Формы и методы работы с детьми: Беседы; познавательно-игровые занятия;
рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
выставки детских работ по нравственно – патриотическому воспитанию в СП «Детский сад № 17,»
ознакомление с художественной литературой, поэзией.
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения, конкурсы;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по нравственно – патриотическому воспитанию;
сочинение рассказов и сказок о семье; составление творческих рассказов;
создание мини-проектов; целевые прогулки, экскурсии, наблюдения. С родителями: Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта; анкетирование;
дни открытых дверей;
фотоконкурсы;
праздники;
семейные мини – проекты. Беседы о важности данной проблемы. Оформление фотоальбомов. Изготовление рукописных книг, альбомов из рисунков. Собственные сочинения на тему «Моя улица». Предполагаемый результат: Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей о родном поселке и устанавливается личностный компонент. Создание мультимедийной презентации к викторине «Наш поселок» и проведение ее с родителями и коллегами СП «Детский сад № 17» Проведение открытого занятия в образовательной области «Социализация» с использованием мультимедийной презентации «Улицы нашего поселка». Пополнение экспонатами этнического мини музея СП «Детский сад № 17» «Русская изба». Создание книги памяти о ветеранах поселка Новосемейкино «Мой прадед меня защищал!». Оформление фотоальбома «И это все о нем…» с фоторепортажами экскурсий, фотографиями и рассказами детей и родителей. Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, выставках, акциях на благо родного поселка. План работы: С детьми
Проектные мероприятия |
Срок исполнения |
Промежуточный результат |
- предварительная диагностическая по тематическому блоку «Я люблю Новосемейкино» Ход проекта - экскурсии по улицам посёлка; -экскурсии к памятным местам, достопримечательностям поселка; -занятие «Улицы нашего посёлка»; -составление рассказа из личного опыта «Моя воскресная прогулка по посёлку»; -рассматривание фотоальбома с видами посёлка (сравнение старых фотографий с современными); -беседа «Опасные ситуации в посёлке»; -проблемная ситуация «Я потерялся на улице»; -проблемная ситуация «Что надо сделать, чтобы в посёлке стало чище»; -совместное с родителями написание сочинения на одну из тем: «Почему наша улица так называется», «За что я люблю свою улицу», «Наша улица в будущем»; -рисование «Мой дом» (совместно с родителями); -занятие «Улицы нашего поселка», с использованием презентации; -д/игра «Продолжи маршрут»; -д/игра «Угадай по описанию»;- с/р игра «Строители посёлка»; -с/р игра «Путешествие по посёлку»; Итоговое диагностическое по тематическому блоку «Я люблю Новосемейкино!» |
-октябрь -периодически, по сезонам; -постоянно; -ноябрь; -постоянно, через индивидуальные и подгрупповые беседы; -постоянно; -декабрь; -январь; -февраль; -март; -апрель; -апрель; -постоянно; -постоянно; -постоянно; -постоянно; -постоянно; -май -май -май -постоянно; -постоянно; -постоянно; |
-определение уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку; -закрепление знаний через речевую деятельность, художественное творчество; - закрепление и обобщение знаний детей; - формирование у детей интереса к «малой Родине». -закрепление знаний об улицах поселка, архитектурных особенностях зданий; -пополнение альбома фотографиями, закрепление знаний об истории поселка; -закрепление правил безопасного поведения; -закрепление коммуникативных качеств при взаимодействии в социуме; -закрепление правил экологически правильного и безопасного поведения; -создание книги сочинений; -создание альбома из рисунков; - обобщение знаний, создание фильма по итоговому занятию; -определение уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку |
С родителями
Проектные мероприятия |
Срок исполнения |
Промежуточный результат |
-анкетирование «Знаю ли я свой поселок?»; - участие в проведении экскурсий по посёлку; -подбор фотографий «Новосемейкино: вчера и сегодня»; - написание сочинения на одну из тем: «Почему наша улица так называется», «За что я люблю свою улицу», «Наша улица в будущем»; - Совместное с детьми рисование на тему: «Мой дом»; - Викторина «Наш поселок»; - Участие в сборе информации для подготовки проекта «Книга памяти о ветеранах поселка Новосемейкино «Мой прадед меня защищал!» |
-сентябрь; -периодически; -постоянно; -апрель; -апрель; -май; |
-обобщение полученных результатов; -улучшение детско-родительских отношений через совместную деятельность; -пополнение фотоальбома «И это все о ней…»; -создание книги сочинений; -создание альбома из рисунков; - обобщение знаний родителей: об истории родного поселка; о его достопримечательностях и особенностях; об архитектуре зданий и сооружений; о людях оставивших след в истории поселка. |
Продукт проекта:
- План мероприятий
- Альбом из рисунков по итогам продуктивной деятельности детей
- Книга сочинений
- Альбом фотографий «И это все о нем»
- «Книга памяти о ветеранах поселка Новосемейкино «Мой прадед меня защищал!».
- Презентация для занятия с детьми «Улицы нашего поселка»
- Презентация к викторине для родителей «Наш поселок»
Результат проекта:
на основе расширения знаний об окружающем:
- сформированы патриотические чувства, любовь к родной Самарской губернии, поселку, чувство гордости за «малую Родину»;
- углублены знания детей и родителей об истории родного поселка;
- усвоены названия улиц, памятников, достопримечательностей поселка.
Вывод: созданы условия для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Заключение. В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта. Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему поселку, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в СП «Детский сад № 17» и семье.