11b328be2036
 
Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта
структурного подразделения "Детский сад №17"
ГБОУ СОШ "Образовательный центр"
им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
animashka109                                                   maenner0224 9b2fb4d447b9                                                                                        21 1298468987                            

«Мелодия народного костюма»

Интегрированное занятие в старшей группе.

Создала: воспитатель СП «Детский сад №17» ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Новосемейкино Карпова Г.М.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель:

  1. Познакомить детей с традиционными костюмами народов Поволжского региона («Познавательное развитие»).
  2. Воспитывать эстетический вкус. Совершенствовать навыки танцевальной импровизации, певческие навыки («Художественно – эстетическое развитие»).
  3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям, толерантность и чувство коллективизма («Социально – коммуникативное развитие»).
  4. Развивать внимание, память, диалогическую речь детей («Речевое развитие»)
  5. Продолжать знакомить детей с подвижными народными играми («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

- практические: хоровод, подвижная игра, имитация полета на машине времени, песни, кроссворд, угощение для детей;

- наглядные: показ слайдов на экране, рассматривание национальных костюмов;

- словесные: рассказ воспитателя, вопросы к детям, кроссворд, пословица.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: национальные костюмы чувашского, мордовского, татарского и русского народа (мужские и женские). Слайды: чувашская деревня, хоровод чувашских девушек, мордовская деревня, русская деревня, столица Татарстана древний город Казань. Презентация «Кроссворд».

Воспитатель одет в мордовский национальный костюм, мальчик в мордовский национальный костюм, девочка в татарский национальный костюм. Остальные дети в русских национальных костюмах.

Формы и методы совместной деятельности:

Деятельность детей Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно – исследовательская деятельность Рассматривание старинных национальных костюмов, обследование украшений, разгадывание кроссворда.
Игровая Игровая ситуация «Полет на машине времени» (хоровод), подвижная игра.
Двигательная Подвижная игра «Челнок», хоровод.
Коммуникативная Рассказ воспитателя, вопросы, пословица.
Музыкальная Полет на «машине времени», песня, инсценировка песни.
Продуктивная Разгадывание кроссворда.

Логика непосредственно – образовательной деятельности:

Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемые результаты
1.

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в далекое прошлое для того, чтобы узнать историю возникновения одежды народов Поволжья.

Педагог спрашивает детей, знают ли они, какие народы проживают в Поволжье? (русские, татары, марийцы, чуваши, мордва,   удмурты и др.)

Дети стоят полукругом, слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Сформирован интерес к путешествию.
2.

Воспитатель предлагает отправить в путешествие на машине времени в чувашскую деревню (на экране слайд с «машиной времени»).

Воспитатель предлагает детям встать в круг, обнять друг друга за плечи, приставным шагом продвигаться по кругу под сопровождение «космической» музыки.

Дети рассматривают «машину времени».

Дети, обнявшись за плечи, двигаются по кругу приставным шагом.

Сформирован эмоциональный подъем, интерес.
3

Воспитатель обращает внимание детей на экран, где показана чувашская деревня. Предлагает подойти к стенду для рассматривания чувашского национального женского и мужского костюмов.

Воспитатель рассказывает, что самый древний стиль одежды лучше всего сохранили чуваши. Женский пышный наряд включал разнообразные украшения: шумящие подвески, гривны, разноцветные бусы, величественный головной убор (тухья, хушпу), височные подвески, серьги. Мужчины носили длинную рубаху из белого холста и штаны. Обувью служили обычно лапти, в дождливую погоду к ним прикрепляли деревянные подметки.

Дети с интересом рассматривают чувашскую деревню, чувашские национальные костюмы.

Дети обследуют украшения, примеряют головной убор.

Сформирован интерес к исследовательской деятельности.

Представлена возможность поделиться своими впечатлениями об увиденном.

4. Воспитатель обращает внимание детей на экран, где чувашские девушки водят хоровод. Воспитатель предлагает детям поиграть в хоровод «Низенький орешник». Дети исполняют хоровод «Низенький орешник». Получен эмоциональный подъем.
5.

Воспитатель предлагает детям отправиться в мордовскую деревню. Обращает внимание детей на экран, где показана мордовская деревня.

Воспитатель предлагает подойти к стенду для рассматривания мордовского национального женского и мужского костюмов. Воспитатель рассказывает о том, что мордовская национальная одежда отличается красочностью, самобытностью, оригинальностью.

Обратить внимание на то, что на педагоге – женский мордовский национальный костюм, на Кирилле – мужской национальный мордовский костюм.

Воспитатель предлагает детям спеть мордовскую национальную песню «Дядя Фома». «Дядей Фомой» сегодня будет Кирилл.

Дети с интересом рассматривают мордовскую деревню, мордовские национальные костюмы.

Дети рассматривают костюмы, обследуют украшения.

Дети исполняют мордовскую народную песню «Дядя Фома».

Сформирован интерес к последующей деятельности.

Представлена возможность поделиться своими впечатлениями об увиденном.

Получен эмоциональный подъем.

6.

Воспитатель обращает внимание на экран, где оказана столица Татарстана древний город Казань. Детей встречает девочка (Элина) в татарском национальном костюме. Поет «Колыбельную» для сыночка (баюкает куклу – мальчика).

Воспитатель благодарит ребенка, предлагает детям рассмотреть национальную одежду татарского народа.

Педагог рассказывает, что отличительной особенностью татарской одежды от одежды других народов Среднего Поволжья является яркая расцветка. Татарская мужская рубаха, широкая и длинная, шилась из светлых тканей. Поверх рубахи надевался камзол без рукавов. Мужчины брили головы и одевали тюбетейки. Женская одежда похожа на мужскую. Женские головные уборы – покрывало – платки, головное полотенце, колпаки, тюбетейки.

Дети с интересом рассматривают древний город Казань, внимательно слушают «Колыбельную».

Дети внимательно слушают, рассматривают костюмы, дополняют рассказ воспитателя.

Получен эмоциональный подъем.

Сформирован интерес к исследовательской деятельности.

7.

Воспитатель предлагает детям отправиться в наш родной город Самара, в русскую деревню.

Обращает внимание на экран, где показана русская деревня.

Педагог предлагает детям подойти к стенду, где расположены русские национальные костюмы.

Вопросы к детям:

1.Из каких основных частей состоит женская русская одежда? (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник).

2. Из каких основных частей состоит мужская русская одежда? (рубаха, портки, пояс, лапти, малахай).

3. какие украшения русских костюмов вы знаете? (бусы, серьги, вышивка, бисер)

Дети с интересом рассматривают русскую деревню.

Дети рассматривают костюмы, отвечают на вопросы воспитателя.

Сформирован интерес.

Представлена возможность поделиться своими знаниями о русских национальных костюмах.

8.

Педагог произносит пословицу «Сделал дело – гуляй смело».

В русских деревнях после работы парни и девушки любили играть в народные подвижные игры. Предлагаю поиграть в народную игру «Челнок».

Дети выбирают 2 «челноков», строят «станок», играют.

Получен эмоциональный и физический подъем.
9. Воспитатель объявляет детям, что путешествие подошло к концу и пора возвращаться. На экране «машина времени». Дети встают вкруг, обнимают друг друга за плечи, род сопровождение «космической музыки» двигаются по кругу приставным шагом. Получен эмоциональный и физический подъем.
10. Воспитатель предлагает детям проверить, какой вид старинной одежды они запомнили: попробовать разгадать кроссворд. Дети сидят на скамейках, внимательно рассматривают на экране презентацию «Кроссворд». Закреплены полученные знания.
11.

Воспитатель рассказывает детям о том, что не только в одежде, танцах, песнях заключается национальная культура. Она продолжается в традиционных национальных блюдах: русские блины, мордовский курник, чувашский квас.

Мама Элины приготовила для вас татарское национальное блюдо «Чак – чак».

Дети внимательно слушают.

Дети в группе пьют чай с «Чак-чаком».

Расширены представления о национальной культуре.