Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе с использованием ИКТ
Составила: Петровская О.Н.,
воспитатель
СП «Детский сад №17» ГБОУ ООШ№2
п.г.т.Новосемейкино
Тема: Дары осени
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
- Побуждать детей к активному диалогу; формировать умение составлять небольшие сюжетные рассказы, самостоятельно строить сюжет, использовать в речи выразительные средства. Закреплять умение детей образовывать прилагательные и использовать их в речи. Обогатить и активизировать словарь. («Речевое развитие»).
- Закрепить знание названий грибов. Формировать экологическое сознание и основы экологической культуры. Обобщать и систематизировать знания детей. («Познавательное развитие».)
Методы и приёмы:
- практические: Физкульт. минутка под фонограмму «Меж еловых лап…»;
- наглядные: искусственные деревья, мостик, презентация, муляжи грибов;
- словесные: стихотворения, загадки, рассказы.
Развивающая среда: искусственные деревья (берёза, дуб, осина), мостик, пеньки по количеству детей, муляжи грибов, шляпки грибов из папье-маше, фонограмма звуков леса и для физкульт. минутки.
Технические средства обучения: экран, проектор, ноутбук, магнитофон.
Подготовительная работа: экскурсия в лес, изготовление с детьми шляпок грибов из папье-маше и «лесовичков» из природного материала.
Логика образовательной деятельности
№ |
Слайд |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1. |
Воспитатель читает стихотворение: Богатырь стоит богат, Угощает всех подряд: Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку– орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой. О чём идёт речь в этом стихотворении? О ком говорит автор: «Богатырь стоит богат»? Что такое лес? |
Дети входят в зал Ответы детей О лесе Ответы детей |
|
2. | Я приглашаю вас в осенний лес за дарами осени. Чем богат лес осенью? |
Ответы детей: -Грибами, ягодами, орехами, лечебными травами. |
|
3. |
-Звучит фонограмма звуков леса. Дети проходят через мостик и попадают в лес. -Вот мы и пришли. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. Давайте поиграем с вами в игру «Скажи со словом лесной». Поляна в лесу. Ягоды. Деревья. Грибы. Воздух. Цветы и травы. |
Ответы детей: -Лесная поляна. -Лесные ягоды. -Лесные деревья. -Лесные грибы. -Лесной воздух -Лесные цветы и травы. |
|
4. |
Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила их сбора: - не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса; - срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу; - не раскапывать палкой грибницу -она может высохнуть, не прикрытая листвой; - не собирать грибы у проезжей части; - собирать только известные грибы; - не срывать старые и очень маленькие грибы. Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб. |
Дети играют в игру «Угадай, кто я?» Дети вспоминают правила сбора грибов. Ответы детей: -Из шляпки, ножки и грибницы. |
|
5 |
А вот и первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе. Ребёнок в шапочке гриба-боровика загадывает загадку: Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы… Верно, дети, это боровик, Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. у него мясистая шапочка. -А ещё его называют белым грибом. -А вот и другой гриб. -Правильно. А почему его так называют? Ребята, что вы можете сказать об этом грибе? Все подходят к следующему ребёнку в шляпке подберёзовика: Не скрою: не белый я, братцы, попроще, Расту я обычно в берёзовой роще. Воспитатель (показывает макет подберёзовика): Что вы можете сказать про этот гриб? Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. -Молодцы, ребята. А почему их так называют? -Какой гриб носит название дикого животного? -Как называется гриб рыжего цвета? |
Дети отгадывают загадку. Этот гриб называется Боровик. (Дети рассматривают муляж белого гриба). Ребёнок в шапочке подосиновика загадывает загадку: Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня узнаешь за версту, Зовусь Я… Ответы детей: -Подосиновик. -Потому что чаще всего он растёт под осиной. Дети рассматривают макет гриба и описывают его. -(Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка). -Этот гриб – подберёзовик. -Этот гриб похож на подосиновик. Растёт в берёзовой роще. -Дети подходят к пеньку с семейством опят. -Эти грибы называются опята. -Потому что эти грибы растут на пнях. -Лисичка. -Этот гриб называется – рыжик. Загадывают загадку: - Нет, грибные имена на понятны для меня: Ведь не хрюкают свинушки, Не волнуются волнушки, Не кричат опять опята, Не бодаются козлята, У лисичек нет шубки. Как узнать, чьи это шутки? -Дети проходят на полянку, на ней полукругом стоят пеньки. |
|
6. | Физкульт. минутка под фонограмму «Меж еловых лап…». |
(Дети садятся на пеньки). |
|
7. |
Ребята, давайте вспомним ваш поход в лес за грибами, ягодами, орехами. Что интересного вы повстречали в лесу? Какие ситуации происходили? С кем вы ходили в лес? Как вы думаете, какое название может быть дано этому рассказу? Рассказ мы начнём со слов: «В один прекрасный осенний денёк…» Молодцы, ребята. Все составили хорошие рассказы. |
(Ответы детей). Рассказы детей. |
|
8. |
Дети, посмотрите, кто в гости к нам пришёл. Это Старичок – Лесовичок. Он все лесные тайны знает. Старичок-Лесовичок: Ребята, о каких грибах вы сейчас говорили? Старичок-Лесовичок: А как назвать их одним словом? Старичок-Лесовичок: А какие есть ещё грибы в моём лесу? Старичок-Лесовичок: Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб? А вот кто-то важный на беленькой ножке, Он в красной шляпке, на шляпке горошки… Старичок- Лесовичок: А почему его так называют, знаете? Старичок- Лесовичок: А вот лоси им лечатся, проглатывая его целиком. Какие ещё ядовитые грибы вы знаете? Старичок-Лесовичок: Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы собрали. Вовремя варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый - луковица посинеет. Вы знаете, что можно делать с грибами? |
Дети перечисляют названия грибов Съедобные. Несъедобные или ядовитые. Мухомор. Потому что его мухи боятся и падают замертво от него. – Бледная поганка, белая поганка, ложный опёнок. Варить, жарить, сушить, мариновать, солить. |
|
9. |
Старичок - Лесовичок: Правильно! Приготовил я вам угощение. Кушайте на здоровье. (Лесовик угощает детей печеньем «Грибы»). -Спасибо, Старичок-Лесовичок. Ребята тоже сделали тебе подарок. Посмотри сколько друзей у тебя появилось. (Педагог вносит поднос с лесовичками, сделанными детьми из природного материала). Старичок-Лесовичок: Спасибо, ребята. Теперь у меня будет много друзей. До свидания! |
Ребята отдают Старичку - Лесовичку угощения. |